Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Майон, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Убинас, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2023-12-16 12:52

Найдены 17 экзопланет, на которых могут быть подледные океаны и ледяные гейзеры

Для экзопланет впервые рассчитали активность гейзеров. Две достаточно близко, чтобы признаки этих извержений можно было наблюдать в телескопы.

Ученые Центра космических полетов им. Годдарда НАСА нашли 17 экзопланет, которые могут иметь океаны жидкой воды под ледяными панцирями. Вода из этих океанов может время от времени прорываться сквозь ледяную корку в виде гейзеров. Научная статья вышла в Astrophysical Journal.

Поиски внеземной жизни обычно сосредотачиваются на экзопланетах, находящихся в «обитаемой зоне» звезды — расстоянии, где температура позволяет жидкой воде сохраняться на поверхности. Тем не менее, экзопланета, которая слишком далека от своей звезды, может иметь под ледяной коркой океан, если у нее достаточно внутреннего нагрева. Так обстоит дело в нашей Солнечной системе: Европа, спутник Юпитера, и Энцелад, спутник Сатурна, имеют подземные океаны, потому что нагреваются из-за гравитационного притяжения планеты-хозяина и соседних спутников.

Эти подземные океаны могли бы содержать жизнь. На Земле целые экосистемы процветают в полной темноте на дне океанов возле гидротермальных источников, которые обеспечивают энергию и питательные вещества.

«Наш анализ предсказывает, что эти 17 миров могут иметь поверхность, покрытую льдом, но получают достаточно внутреннего тепла от распада радиоактивных элементов и приливных сил, чтобы поддерживать внутренние океаны», — сказала доктор Линн Квик из Центра космических полетов Годдарда НАСА.

Это экзопланеты примерно размером с Землю, но менее плотные. Это значит, что они могут состоять из значительного количества льда и воды. Вычисленные с помощью анализа орбит, температуры поверхности и внутреннего нагрева дали толщину слоя льда для каждой экзопланеты. Затем, взяв за основу Энцелад и Европу, вычислили примерный уровень активности гейзеров на экзопланетах.

Предполагаемая толщина ледяного панциря варьировалась от примерно 58 метров для Проксимы Центавра b до 38,6 километров для MOA 2007 BLG 192Lb (на Европе — почти 29 километров). Предполагаемая активность гейзеров: около 8 литров в секунду, например, для Kepler 441b, 290 000 литров в секунду для LHS 1140b, 6 миллионов литров в секунду для Проксимы Центавра b (на Европе 2000 литров в секунду).

«Поскольку наши модели предсказывают, что океаны могут быть обнаружены относительно близко к поверхности Проксимы Центавра b и LHS 1140 b, а скорость их гейзерной активности может превышать ту, что на Европе, в сотни или тысячи раз, телескопы, скорее всего, обнаружат активность на этих планетах», — сказал Квик.

Эту активность можно было бы увидеть, когда экзопланета проходит перед своей звездой. А спектроскопия света этой воды могла бы указать на маркеры жизни.

Источник: naukatv