Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Майон, Мутновский, Невадо-дель-Руис, Толбачик, Убинас, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2023-11-09 15:37

"ПОДЗЕМЕЛЬЯ МАУНА-ЛОА"

Вулкан Мауна-Лоа

автор Ирина Панина

Давний друг Ариадны, опытный исследователь-вулканолог Станислав, вернувшись из путешествия по архипелагу Гавайи, рассказал интересную историю.

Воистину Гавайские острова, за миллионы лет сформировавшиеся за счет лавы, исторгнутой из кратеров многочисленных вулканов, по праву считаются чудом природы. Вместе с интернациональной группой ученых мне довелось провести ряд исследований на гавайском вулкане Мауна-Лоа – одном из крупнейших действующих вулканов планеты. При этом надводная часть каменного колосса, вздымающегося на 4169 метров над уровнем моря, занимает площадь 5100 квадратных километров, что, по сути, около половины всей площади острова Гавайи. Так что в общей сложности высота Мауна-Лоа вместе с его подводной частью превышает девять километров.

Наша группа исследовала вершину лавового щита этого грозного великана, увенчанного чудовищной кальдерой обрушения со сложно-произносимым названием "Мокуавеовео" . Размер этой кальдеры потрясает воображение, так как составляет 6,2 ? 2,5 километра и глубиной до 180 метров. В северо-восточном и юго-западном направлениях от кальдеры расходится система трещин, через которые во время чудовищных извержений вулкана Мауна-Лоа устремляется вниз по склонам жидкая базальтовая лава.

Следует отметить, что для наблюдений не менее интересны и лавовые трубки, находящиеся под каменной громадой этого вулкана. В планы экспедиции входило исследование одной из таких трубок, расположенных на северном склоне Мауна-Лоа. Эта лавовая трубка, образовалась примерно 200 лет назад и по геологической шкале времени, насчитывающей миллиарды лет, являлась совсем "молодой". При этом трубка порой достигает в ширину 14-15 метров и входит в океан примерно в 50 км от точки вулканического извержения. Следует отметить, что предыдущие научные экспедиции НАСА обнаружили в лавовых трубках под гавайским вулканом Мауна-Лоа несколько десятков неизвестных видов микроорганизмов. После чего ими был сделан вывод, что у микробов есть возможность существовать в подобных условиях и в лавовых трубках под поверхностью соседней планеты Марс.

Так вот, спустившись в лавовую трубку под Мауна-Лоа, наша группа очутилась в удивительном подземном мире, состоящем из разветвленной сети причудливых каменных лабиринтов. Сводчатый потолок и стены лавовых тоннелей состояли из разноцветных минеральных отложений с вкраплениями крупных и мелких кристаллов, мерцающих в свете фонарей, на шлемах исследователей. Продвигаясь вперед, мы осторожно ступали по базальтовому с наплывами полу, который хотя и был достаточно плоским, но кое-где иссечен трещинами и провалами. Время от времени над нашими головами пролетали потревоженные летучие мыши, однако крупных колоний этих крылатых хищников обнаружено не было.

Поглядев на внимательно слушавшую его Ариадну, Станислав глубоко вздохнул и продолжил рассказ:

– Пройдя несколько километров по основной лавовой трубке, исследовательская группа отправилась в обратный путь. Я шел последним и, с интересом озираясь по сторонам, вдруг обнаружил мелькнувшую по стене причудливую тень некого обитателя подземного лабиринта. Заметив, что он скрылся в близлежащем ответвлении трубки, я ринулся за ним. Вскоре яркий свет моего спелеологического фонарика высветил довольно крупного пещерного паука, что засел в расщелине стены. Чтобы заполучить столь редкий экземпляр подземной живности я влез на пологий лавовый натек и потянулся рукой за пауком. Но в этот момент мои ноги соскользнули с гладкого базальта, и я навзничь рухнул на пол. Во время падения с головы слетел небрежно надетый шлем, в результате чего я сильно ударился головой о каменный пол и потерял сознание.

А дальше произошло нечто чрезвычайно таинственное, за гранью моего понимания. Каким-то образом, находясь в бессознательном состоянии, я внезапно увидел несколько шарообразных энергетических сгустков бело-голубого и светло-сиреневого цвета, которые быстро перемещались вглубь лавовой трубки. И тут я вдруг почувствовал, что какая-то неведомая сила заставила меня последовать за этими энергетическими объектами. Собственно яркое сияние шарообразных сгустков и разгоняло сумрак подземных лабиринтов. Не снижая скорости, эти образования лавировали между встречавшимися на их пути причудливыми базальтовыми выступами и ответвлениями лавовой трубки.

Хочу тебе сообщить, Ариадна, что в тот момент я ощущал себя не человеком, а некой бестелесной сущностью, с легкостью парящей над каменным полом подземного лабиринта. Причем было понятно, что "летучая группа" энергетических субстанций, преодолевая многочисленные развилки подземных тоннелей, целенаправленно двигалась в строго определенном направлении. Судя по тому, что базальтовый пол имел небольшой наклон, шары стремились к некому объекту, находившемуся ниже уровня лабиринта. А потом случилось уж нечто совсем немыслимое, так как впереди обозначился светящийся нереальным светом проем, в который беспрепятственно проникли летевшие впереди меня энергетические шары. Но стоило мне лишь приблизиться к проему, как он мгновенно схлопнулся и исчез. А я, двигаясь по инерции, уткнулся в глухую базальтовую стену лавовой трубки.

В это мгновение я очнулся в кромешной темноте подземного тоннеля и застонал от невыносимой головной боли. Источник света, что был на моем шлеме, разбился при падении. Нащупав в кармане куртки запасной фонарик, я включил его, чтобы меня смогли обнаружить участники исследовательской группы. Довольно быстро прибыли спасатели, которые вынесли меня из каменного лабиринта и доставили в местную больницу. Врачи зашили кровоточащую рану на голове и констатировали сотрясение мозга. Во избежание сомнений в моей адекватности, я не решился сообщить членам научной экспедиции о своем фантастическом полете с шарообразными энергетическими субстанциями. Может ты, Ариадна, как друг и специалист по аномальным явлениям, пояснишь, что именно случилось со мной в подземных туннелях вулкана. Мауна-Лоа?

С интересом выслушав рассказ вулканолога, Ариадна задумалась. При исследовании давнего места падения метеорита в горах Сихотэ-Алиня, в эпоху мезозоя являвшихся внушительным сосредоточием вулканической деятельности, ей уже случалась ознакомиться с одной удивительной лавовой трубкой. Потому Ариадне был известен этот особый вид природных образований, когда во время извержений вулканов активный поток лавы, вытекает из огнедышащего жерла не только на поверхность. Часть раскаленной вулканической лавы, плавя податливые породы и обходя твердые, способна двигаться и под поверхностью кратера на глубине до 15 и более метров. При этом внешние слои расплава, соприкасаясь с недрами и почвой, постепенно теряют напор и температуру, образуя твердую корку, которая уплотняется и образует крышу над текущим потоком лавы. Тем временем исторгнутая из глубины вулкана огненная масса несется дальше, пробивая все новые и новые подземные ходы, которые могут тянуться на протяжении нескольких километров.

С окончанием извержения, остатки лавы спускаются вниз по образовавшимся трубам, оставляя за собой пустое пространство. По уходу всей лавы, на стенах образовавшихся тоннелей остаются своеобразные отметины (потоковые выступы или линии), показывающие уровень, на котором текла раскаленная масса во время извержения. Таким образом, удивительные причудливо-извилистые трубопроводы создаются самими вулканами.

Покончив с размышлениями, Ариадна сосредоточила взор на заинтригованном лице Станислава и произнесла:

– Вероятнее всего в лавовой трубке под гавайским вулканом Мауна-Лоа тебе довелось столкнуться с представителями иной формы жизни – обитателями внутреннего мира полой Земли. Пока ты находился в неконтролируемом бессознательном состоянии, твоя энергетическая сущность была случайно притянута к группе шарообразных светящихся плазмоцидов. Что же касается портала, который беспрепятственно преодолели таинственные объекты, а перед тобой он наглухо закрылся. Действуя по недоступным для нашего восприятия правилам, сей загадочный портал в целях безопасности был призван не допустить проникновения в экосистему полой Земли представителей иного вида.

– Так ведь получается, что группа энергетических шаров ушла в глубокое подземелье, где бурлит и клокочет раскаленная вулканическая лава?! – изумленно воскликнул Станислав. – Как такое возможно?

– Очень даже возможно! – с улыбкой отозвалась Ариадна. – Есть документальные видео, где зафиксированы камерами наблюдения случаи с НЛО, влетающих и вылетающих из кратера активного вулкана Попокатепетль. По мнению ученых это своеобразный "эффект портала", но по своей сути аналогичный тому, с которым ты, Станислав, столкнулся в подземелье огромного гавайского вулкана. И, как любит повторять мой друг Игорь Соколов из RUFORS: "В действительности всё совершенно иначе, чем на самом деле..."

Припомнив виденные по телевидению случаи с НЛО, которые упомянула Ариадна, вулканолог согласно кивнул головой. Затем он вручил Ариадне, привезенный с гавайских островов подарок – необычайной красоты бусы из черных кораллов.

– Украшения из этого подводного минерала издревле используются на Гавайях в качестве оберегов и амулетов, – пояснил Станислав.

Поблагодарив за столь ценный дар, Ариадна бережно надела прекрасные коралловые бусы и с многозначительным видом произнесла:

– Черные кораллы в качестве оберега будут весьма полезны в моей исследовательской работе, изобилующей непредвиденными, а порой и опасными обстоятельствами.