Цифровой образ пещеры был получен после длительной обработки собранных во время экспедиции данных в лаборатории. Сама экспедиция, в ходе которой и были исследованы полости памятника с помощью современных технических средств, прошла в ноябре прошлого года. Тогда в рамках работ по документированию памятника природы также с помощью фотограмметрии были изучены участки стен с древними рисунками.
Работали в пещере Ямазы-Таш по приглашению челябинских коллег сотрудники НПЦ, ИКМЗ «Пещера Шульган-Таш» и природного заповедника «Шульган-Таш». Это опытные специалисты, о возможностях которых многие знают по их работе на памятниках природы в республике, в частности, в пещере Шульган-Таш.
Игнатьевская пещера, как и Шульган-Таш, знаменита древними рисунками. Но, как отметил после посещения челябинской пещеры еще в 2016 году знаменитый эксперт-реставратор из Андорры Эудаль Гийамет, вред, который нанесен ее наскальной живописи, вряд ли можно будет нивелировать. Перед хранителями Игнатьевской пещеры сегодня стоит тяжелая задача спасти загрязненную пещеру и ее наскальную живопись.
Оцифровка Игнатьевской пещеры – один из главных пунктов, обозначенных в программе мер комплексного изучения пещеры и поиска пути для спасения и сохранения пострадавшей от антропогенного воздействия наскальной живописи эпохи палеолита.
Для справки.
Пещера Игнатьевская (Ямазы-Таш) представляет собой большую карстовую полость, расположенную горизонтально в обрывистом известняковом утесе правого берега реки Сим. Она имеет коридорно-зальную планировку, протяженность более 800 метров и площадь пола около 2000 квадратных метров.
Пещера известна с XVIII века, но наскальные изображения были обнаружены археологами лишь в 1980 году. На них можно разглядеть представителей плейстоценовой мегафауны – мамонтов и носорогов, читаются изображения лошади и антропоморфные мотивы. Но большая часть рисунков – это абстрактные символы, геометрические фигуры, линии и пятна. Черные рисунки выполнены древесным углем, красные – охрой. В пещере присутствует культурный слой, содержащий кусочки угля и охры. С этим слоем соотносятся каменные и костяные палеолитические орудия, украшения и кости животных. Рисунки палеолитических художников сосредоточены в Большом и Дальнем залах.
Наскальные изображения были созданы в промежутке 78000-10000 лет назад. Время, когда палеолитические художники занимались творчеством, определили при помощи геохронологического анализа натечного камня, покрывающего рисунки на стенах пещеры. Датирование минеральных отложений по торию-230 согласуется с данными радиоуглеродного анализа, палеозоологическими и палеоботаническими находками в пещере.
Обоснование новых датировок палеолитических рисунков в Игнатьевской пещере опубликовано в журнале Geoarchaeology.