Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Турриальба, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-12-27 19:10

Астрономы отыскали падающий на старый субгигант горячий юпитер

Астрономы впервые обнаружили экзопланету, находящуюся на спиральной орбите, вокруг проэволюционировавшей звезды. Ожидается, что через 2,5 миллиона лет горячий юпитер Kepler-1658b будет поглощен звездой из-за действия приливных сил. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Чем ближе планета находится к своей звезде, тем больше та влияет на свойства планеты — орбиту, период вращения или эффективную температуру. В частности, приливные силы со стороны звезды приводят к приливному захвату короткопериодных планет, таких как горячие юпитеры, а также тому, что через несколько миллиардов лет планеты способны столкнутся со звездой, вначале постепенно сокращая свою орбиту, а затем оказываясь на спиральной траектории. Однако отследить такой процесс орбитальной эволюции крайне трудно и единственным достоверным примером приливно-затухающей орбиты является орбита горячего юпитера WASP-12b.

Группа астрономов во главе с Шреясом Виссапрагадой (Shreyas Vissapragada) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики сообщила, что обнаружила новый пример спиральной орбиты у экзопланеты Kepler-1658b. Ученые анализировали данные наблюдений космических телескопов «Кеплер» и TESS и наземного телескопа Хейла Паломарской обсерватории.

Kepler-1658b известна тем, что это был первый кандидат в экзопланеты, найденный транзитным методом при помощи космического телескопа «Кеплер», однако подтверждение открытия было получено лишь спустя 8 лет, когда телескоп уже завершил свою работу. Это горячий юпитер с массой 5,9 масс Юпитера и радиусом 1,1 радиусов Юпитера, который обращается вокруг проэволюционировавшей звезды-субгиганта с радиусом 2,9 радиусов Солнца.

Ученые определили, что орбитальный период Kepler-1658b, который сейчас составляет 3,85 дней, уменьшается со скоростью 131 миллисекунда в год, что хорошо объясняется спиральной траекторией и влиянием приливных сил звезды. Предполагается, что через 2,5 миллиона лет горячий юпитер будет поглощен звездой, это первый случай обнаружения приливной спирали в системе проэволюционировавшей звезды.

Интересным моментом является новая оценка максимальной температуры дневной стороны планеты в 3450 кельвинов, что нельзя объяснить только нагревом излучением звезды. Предполагается, что это также влияние приливных сил со стороны звезды.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп TESS отыскал ультрагорячий юпитер, который в будущем может оказаться на спиральной траектории падения на свою звезду.

Источник: nplus1.ru