Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-04-03 11:11

Вулканическая активность в верхней мантии вызывает «марсотрясения»

новости с Марса, землетрясение

Международная группа исследователей показала, что движения магмы, связанные с вулканической активностью в недрах Марса, могут быть причиной повторяющихся «марсотрясений», подземных толчков и колебаний поверхности планеты, похожих на землетрясения. Исследование опубликовано в Nature Communications.

??Исследователи из Австралийского национального университета и Китайской академии наук обнаружили 47 ранее незафиксированных подземных толчков в районе разломов, известных под названием Борозды Цербера (Cerberus Fossae) на Марсе. Ученые предполагают, что причиной этих «марсотрясений» стала активность магмы в марсианской мантии.

?Борозды Цербера — сейсмически активная область на красной планете, которая представляют собой систему разломов в нагорье Элизий. Ученые считают, что возраст этой территории составляет менее 20 млн лет.

?Исследователи использовали данные, полученные сейсмографом посадочного аппарата НАСА InSight в 2018 году. Ученые разработали уникальный алгоритм, основанный на методе согласованного фильтра и законе Бенфорда. Анализ данных, полученных за 350 солов (марсианских дней), показал следы ранее незамеченных «марсотрясений».

?Сейсмологи отмечают, что открытые сейсмические явления были относительно небольшими, вызывали легкие сотрясения поверхности Марса и почти не ощущались бы, если бы произошли на Земле. Тем не менее, повторяющиеся события в одной зоне в разное время суток показывает, что сейсмическая активность на Марсе больше, чем считалось ранее.

?Полученные данные, как считают исследователи, свидетельствуют о том, что магма в марсианской мантии все еще активна, и именно она вызывает вулканические «марсотрясения». Исследование опровергает прежние представления о том, что сейсмическая активность на Марсе вызвана тектоническими силами.

??Конвекция (движение потоков) в планетарных мантиях, отмечают исследователи, способствует теплообмену на границе ядро-мантия, что, в том числе, приводит к формированию магнитного поля.

?«Сейсмическая активность на Марсе косвенно помогает нам понять, происходит ли конвекция внутри планеты. И, если эта конвекция происходит, что, похоже, подтверждается нашими выводами, то должна быть другая причина, которая препятствует формированию магнитного поля», — говорит Хрвое Ткалчич, геофизик из Исследовательской школы наук о Земле Австралийского национального университета, один из авторов исследования.

?Существование жизни на Земле возможно только благодаря магнитному полю нашей планеты, которое защищает нас от космического излучения, отмечают ученые. Понимание природы магнитного поля Марса, его развития и того, в какой момент оно исчезло, имеет решающее значение для марсианских миссий и планов по колонизации планеты.