Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Невадо-дель-Руис, Ньирагонго, Питон-де-ла-Фурнез, Толбачик, Узон, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-12-01 18:59

Дума приняла решение о повторении крупной лесопожарной катастрофы в России в 2020 году

лесные пожары 2018

21 ноября 2019 года Государственная Дума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". Законопроект предусматривает увеличение финансирования лесного хозяйства в целом в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 6,3%, и увеличение лесных субвенций из федерального бюджета субъектам РФ на исполнение переданных им лесных полномочий - также на 6,3%. Фактически это означает, что финансирование лесного хозяйства, в том числе охраны лесов от пожаров, останется примерно на нынешнем уровне.

Соответственно, у регионов России не будет в 2020 году денег ни на изменение подходов к тушению лесных пожаров в так называемых "зонах контроля", ни на увеличение кратности авиационного патрулирования лесов, ни на повышение уровня оплаты труда и материально-технического обеспечения работников лесопожарных организаций. Даже если законодатели примут какое-нибудь формальное решение о сокращении "зон контроля", где сейчас пожары разрешается не тушить, или даже вовсе об отказе от них - по сути это ничего не изменит, поскольку тушить все пожары в далеких и труднодоступных лесах регионам просто не на что. Лесное хозяйство, включая то, что сейчас условно называется "лесной охраной", останется таким же нищим, как сейчас, а кадровый голод усилится - поскольку нынешние работники стареют или у них кончается терпение, и они уходят, а новые почти не идут в убитую законодателями отрасль.

Возможно, законодатели надеются на МЧС - расходы федерального бюджета на обеспечение пожарной безопасности в рамках финансирования этого министерства на 2020 год увеличены на 26,6% по сравнению с уровнем 2019 года (основное увеличение произошло, как уже отмечалось, после принятия нового бюджета в первом чтении). Однако, лесам это вряд ли сильно поможет: во-первых, полномочия по охране лесов от пожаров, за очень небольшими исключениями, переданы органам государственной власти субъектов РФ, а отнюдь не МЧС; во-вторых, в тушении лесных пожаров очень важна оперативность - а она обеспечивается в первую очередь работающими в лесу людьми; в-третьих, эффективное тушение лесных пожаров требует больших специальных знаний и опыта, которые не достигаются сразу одним лишь увеличением финансирования. Находящиеся в распоряжении МЧС самолеты-танкеры - это лишь вспомогательное средство тушения лесных пожаров, дающее какой-либо эффект только при правильном взаимодействии авиационных и наземных служб. Возможно, МЧС найдет какой-нибудь способ поправить лесопожарную отчетность, чтобы она не казалась такой страшной или ее нельзя было сравнить с предыдущими годами - но реальной охране лесов от огня это точно не поможет, и гореть леса будут больше и чаще.

В общем, в лесопожарном отношении следующий год почти с гарантией будет очень тяжелым, особенно с учетом изменения климата, увеличения продолжительности пожароопасного сезона, частоты и интенсивности засух и периодов аномальной жары. По итогам первых десяти месяцев нынешнего года можно сделать вывод о том, что тенденция роста площадей лесных пожаров в нашей стране, как и в целом в мире, сохраняется. Приведенная ниже диаграмма показывает динамику площадей лесных пожаров за периоды с 1 января по 31 октября включительно для каждого конкретного года по данным форм 4-ИСДМ за 2000 - 2019 гг. Красная линия соответствует общей площади лесных пожаров по всей России, бурые столбцы - площади лесных пожаров в СФО, зеленые столбцы - площади лесных пожаров в ДФО, а пунктирная линия - линейному тренду площадей лесных пожаров в целом по России. Линейный тренд соответствует росту площадей лесных пожаров за этот период в среднем на 442 тысячи гектаров в год:

В зоне наибольшего риска, как обычно, оказываются сибирские и дальневосточные регионы, которые получают меньше всего денег из федерального бюджета на исполнение переданных им лесных полномочий в пересчете на площадь лесов. Но и в европейско-уральской части России при сохранении нынешнего уровня финансирования лесного хозяйства обеспечить надежную охрану лесов от огня в 2020 году не получится.


Источник: zen.yandex.ru