Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Асо, Богослов, Везувий, Вениаминова, Иджен, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Катла, Килауэа, Мутновский, Невадо-дель-Руис, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Эйяфьятлайокудль, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-10-19 07:00

Когда появились лапти?

Официальные факты про лапти вызывают несколько вопросов, размышляя над которыми можно прийти к определённым выводам о недавних событиях нашего прошлого, в частности, о недавнем высоком технологическом уровне и возможной катастрофе, произошедшей несколько сотен лет назад...

Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков  (по официальной хронологии) носило славянское население Восточной Европы. Считается, что название этой обуви произошло от слова «лапа». В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная Россия". 

И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Конечно, лапти плели из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду, а  лыковые лапти зимой хорошо сохраняли тепло, а летом давали ногам прохладу.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или "прямуя решетку". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

]]>]]>]]>]]>

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время. Главные инструменты для плетения лаптей - кочедыки делали из костей животных или из металла. Первые кочедыки археологи относят к каменному веку.

Даже во время Гражданской войны, лапти были основной обувью бойцов Красной Армии. Существовала Чрезвычайная комиссия по валенкам и лаптям (ЧЕКВАЛАП), которая занималась заготовкой обуви для военнослужащих.

Когда же впервые появились лапти на Руси?

На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - регулярно находят археологи и приписывают их неолетическим стоянкам. Получается, по официальной версии, ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна.

Однако приведём такие данные:

В одном лишь 1889 году в лыковые лапти были обуты более 25 миллионов русских крестьян. Известно, что лапти быстро изнашиваются, и на год их требовалось только одному человеку 40 пар. Не мудрено, что в том же году в России, как свидетельствуют статистические данные, было изготовлено около 500 миллионов пар лаптей, то есть было истреблено почти полтора миллиарда молодых липовых деревьев: для одной пары лаптей нужно содрать (именно содрать) лыко с 2-3 молодых липок!

Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Отсюда пошло выражение "ободрать как липку".

Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: "В дорогу идти, пятеры лапти сплести". Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Не потому ли, что потребность в "лаптях" в России возникла относительно недавно, несколько сотен лет назад, в связи с резким падением технологического и культурного уровня из-за внешних факторов? Конечно, многие посчитают, что это слишком косвенный довод, и, возможно, найдут своё объяснение этому факту, но если проанализировать всё это вместе с такими статьями, как "Скатный жемчуг", "Ракеты эпохи Возрождения", "Ядерные удары недавнего прошлого" и некоторыми другими, то анализ такой точки зрения, как минимум, потребует размышлений.

Тяжёлое соостояние с лиственными деревьями в Россиии пытались исправить ещё в дореволюционные времена, и по официальной версии такая ситуация возникла из-за повсеместного использования дерева как поделочного, повседневного и промышленного сырья.

Вот пример заботы государства времён Российской Империи о лесном хозяйстве:

В России до 1917 крестьяне и сельские общины поощрялись, с подачи науки, "хозяевами государства" за разведения леса.

За выращенные и сохраненные землевладельцем 50 десятин леса (~50га), ему выдавался ценный приз в 500 рублей (стоимость 150-200 коров, или ныне 5-6млн рублей) и золотая медаль. Сейчас эта сумма соответствует затратам по созданию древесных насаждений на 42 гектар. Получается, уже тогда лесные чиновники Российской Империи брали цифры не от балды, а довольно точно знали, сколько стоит восстановление леса, и, главное - в этом была потребность.

Подробнее с нестыковками в нашем лесном хозяйстве читатели могут ознакомиться в статье А.Артемьева "Мне понятна твоя вековая печаль...", мы же отметим ещё одно общепринятое утверждение о "лапотном" деле.

В русских письменных источниках слово "лапоть", а точнее, производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести временных лет". Однако о том, что Радзивиловская летопись и входящая в её состав "Повесть временных лет" является поздней подделкой, можно убедиться, посмотрев фильм "Раздивиловская летопись".

Так что не так-то прост оказался этот "лапотный" вопрос...

Экспедиции Ефименко. Загадочная древняя цивилизация в дальневосточной тайге

В начале июля 2005 года в глухой тайге случилось необычное природное явление. В сорока километрах от города Вяземского, у реки Подхоренок, в тайге было повалено несколько гектаров леса, как будто кто-то прошелся огромной палицей по земле, ломая, выворачивая с корнем вековые деревья. Как пояснили в Дальневосточном региональном центре МЧС России, только смерч способен на такое...

Сила ветра была столь невероятной, а появление для этих широт сифона столь странным и редким, что многие исследователи уже собирались пройти к месту эпицентра и узнать, что с собой принес ветер перемен…Однако ученый-исследователь Михаил Ефименко всех опередил. Он только что вернулся из экспедиции и поспешил поделиться своими открытиями и показать находки. Часть своих артефактов он нашел в огороде местного жителя села Шереметьево Вяземского района, которые тот собрал в лесу и выставил на обозрение детворе.

— До сих пор село Шереметьево для историков представляло интерес лишь как одно из мест культурных памятников эпохи неолита — новокаменного века, — рассказывает Михаил Ефименко. — Здесь на скалах обнаружили рисунки первобытных людей — петроглифы: забавных лошадей и сцены из охотничьей жизни. Но то, что увидел я, меня поразило. Камни из другого мира, из другой культуры, из другого времени, из другой цивилизации…

Находок много, а объяснений мало. Чтобы понять их природу, ученый неделю сидел в библиотеке и перечитывал книги по культуре Древнего мира: Египта, Греции, Рима. Сличал фотографии тесаных камней разной длины, ширины и цвета, которые разбросаны по тайге. Помогла профессия, Ефименко — архитектор с тридцатилетним стажем.

— Посмотрите, какие невероятно большие овалы нашел я в лесу, — продолжает Михаил Васильевич. — Они ростом с человека. А что напоминают? Вроде есть небольшой рот, виднеется даже нос, глаза, подбородок, который и не дает каменной голове перевернуться. Но не человеческие это головы…Так резали камень в Египте в восьмом веке до нашей эры. Овал — не что иное, как каменная «голова Овна» в первой стадии обработки. Подобную голову хабаровский ученый видел в храме Амона в городе Карнаке, там есть даже аллея из каменных голов. Амон в древнеегипетской мифологии обожествлял солнце и изображался в виде овна. Был такой культ, когда в жертву приносили барана.

— Обратите внимание на каменный рисунок, — говорит ученый. — Выбита рамочка. Это греческая методика обработки камня. Следы камнетесов, оставленные на камне, датируются приблизительно шестнадцатым веком нашей эры. На Дальнем Востоке такие мастера появляются не раньше двадцатого века, да и то столь филигранно «обрисовать» камень им не удавалось. Даже когда строили мост через Амур, камнетесов приглашали из Европы.

Обработка камня «в рамочку», со слов Ефименко, применялась при строительстве храма Парфенона в Афинах в 438 году до нашей эры. Строили его по инициативе Перикла, а архитекторами были Иктин и Калликрат. В наши дни от храма остались лишь развалины…

Но откуда? Здесь на сто верст ни одной каменной постройки, кругом деревянные домишки…

— Как к нам попали эти камни, пока сказать не могу, — рассказывает наш гость. — Скорее всего, были мастера, которые знали секреты обработки. Но могу уточнить, что эти камни никогда не укладывались в стены, их них не строили здания. На них нет раствора. Они как будто подготовлены к строительству. Все начато и мгновенно брошено.

В некоторых каменных блоках Ефименко заметил сквозные отверстия. Они были словно от прокола невиданной мощи оружия. Отверстия снаружи оплавлены, а стекловидная корочка говорила о том, что это следы от воздействия огромной температуры.

Экспедиции Ефименко удалось найти даже карьер на берегу Уссури, где добывали «камни Парфенона». Разбивали их с помощью надрезов — небольших квадратов по краям, как бы раскалывая глыбу, как кокос, сначала на бесформенные куски, а потом, стесывая края, получали необходимую геометрию. В камнях обнаружены характерные для эллинистических времен отверстия в виде колокольчиков. Служили они или для транспортировки груза, или были обычными сливными отверстиями — водоотводами, когда собирались в здания. Точно такие же «колокольчики» в каменных брусках нашли археологи на раскопках Помпей, античного города на побережье Неаполитанского залива, погибшего в 79 году нашей эры при извержении Везувия.

Рядом с каменоломней Михаил Ефименко обнаружил еще и вход в лабиринт, в подземный город. Этот вход пологий и напоминает большую воронку в земле. Местные жители завалили вход камнями, чтобы деревенские мальчишки не ходили под землей, а то ведь неизвестно куда могут завести эти древние катакомбы. Говорят, они такой длины, что могут тянуться до Китая, а то и до Тибета… Как поверить в такое?

Между тем в истории Приамурья средние века — самый загадочный и не исследованный исторический период. Белое пятно в истории, потому как считается, что в это время те племена, которые жили по Амуру, исчезли, пришли в упадок. Даже могущественные государства Бохай и Чжурчжэни, просуществовавшие на просторах Приамурья с VII по XII века и будучи довольно продвинутыми военными феодальными державами, были разгромлены. Как записано во всех учебниках «народы Дальнего Востока утратили государственность и оказались на стадии патриархального строя…». Что было потом? Может природная катастрофа? На этот вопрос нет ответа.

Конечно, смерч, пронесшийся несколько недель назад в тайге в Вяземском районе, не мог переместить камни с одной стороны света на другую, скорее всего, он обнажил те находки, которые долгие годы скрывала земля.

По мнению Михаила Ефименко, археологов ждут интереснейшие находки, тайну которых до сих пор хранит тайга в Хабаровском крае, и они будут несопоставимы с пирамидами в Египте и раскопками Трои. О тех городах и цивилизациях было хоть какое-то представление, дошли эпические образы и древние повествования, книги, а про цивилизацию «Овна», города Тартарии (подземного мира) мы ничего еще не знаем. История здесь только начинается.


Источник: www.kramola.info