Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

град, Землетрясение, Извержения вулканов, ледоход, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тектонический разлом, Ураганы (Тайфуны), Цунами

Вулканы

Авачинский, Алаид, Асама, Асо, Багана, Баурдарбунга, Безымянный, Бромо, Булусан, Везувий, Вениаминова, Вильяррика, Вольф, вулкан Агунг, Вулкан Таранаки, Вулкан Хурикес. Боливия, Вулкана Богослов, Вулкана Эрта Але, Гамалама, Даллол, Дуконо, Жупановский, Ибу, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Камбальный, Кампи Флегрей, Карангетанг, Карымский, Катла, Килауэа, Кливленд, Ключевская Сопка, Колима, Копауэ, Котопахи, Кроноцкая Сопка, Локон, Майон, Масая, Мауна-Лоа, Меру, Михара, Момотомбо, Мон-Пеле, Мутновский, Невадо-дель-Руис, Невадо-дель-Уила, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Онтаке, Павлова, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Симмоэ, Тавурвур, Толбачик, Тунгурауа, Турриальба, Тятя, Убинас, Узон, Фогу, Фуэго, Шивелуч, Эйяфьятлайокудль, Эльдфедль, Этна, Ясур

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, ураган Мария, Ураган Харви

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Метеориты, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-04-16 13:56

Пасха до края земли

Православные христиане отмечают Воскресение Христово в более чем 60 странах мира. Где-то, например, в Греции, этот день является национальным праздником, а в некоторых мусульманских странах, где хоть и есть православные храмы, в Пасхальную ночь запрещено даже звонить в колокола. Но по свидетельству каждого, кто встречает Пасху в храме, где бы он ни находился, праздник Воскресения Христова может действительно преображать душу, и не важно, встречаешь ли ты этот день вместе с сотнями и тысячами единоверцев, или почти в одиночестве на краю земли.

Африка рядом

Огромный африканский континент отличается большим разнообразием культур, народов, религиозных традиций. И, конечно, православных здесь тоже много. Страны Северной, Центральной и Южной Африки – это каноническая территория Александрийской Православной Церкви.

День Воскресения Христова в Кении встречают темпераментно: в храме принято общее хоровое пение в сопровождении танцев и барабанов. Танцевать в храме после службы или в какие-то ее моменты может и священник, и епископ.

При этом, по свидетельству крымского священника Александра Савичева, можно встретить «мелодии», родные русскому уху: например, ему довелось услышать Пасхальный канон – ту же гармонизацию традиционного распева, которая звучит и в наших храмах.

Секрет такого совпадения прост: священники или регенты могли получить образование, например, в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке или еще каком-то знакомом нам учебном заведении.

В Кении, как и у нас, Пасха – это радость не только духовная. После богослужения следует застолье, пусть и не такое богатое, как мы себе можем позволить. «С пением тропаря Пасхи и под зажигательную перкуссию барабанов певчие подходят к священнику на амвоне и получают от него антидор прямо в руки. Думаю, они и съедают его сразу», – рассказывает отец Александр.

В Северной Африке, в Марокко, служит воспитанник московской Сретенской семинарии протоиерей Максим Массалитин. Сейчас он настоятель храма в Рабате, который освящен как раз в честь Воскресения Христова. «Наш приход состоит из несмешанных семей, приехавших сюда на работу: дипломаты, сотрудники диппредставительств православных стран, инженеры, медики, музыканты. Их дети заполняют воскресную школу. Жёны марокканцев тоже приходят. Мужья их сопровождают, но обращение мусульман в другую веру запрещено уголовным кодексом», – рассказывает отец Максим. «На Пасху собираются люди из разных городов. До конца ночной литургии остаются не только жители Рабата, но наши прихожане из Касабланки, Агадира и Марракеша. У храма своя территория, в пределах который мы вольны делать то, что пожелаем. За исключением колокольного звона. Он запрещён в Марокко. Поэтому колокола временно на отдыхе на застеклённой колокольне», - отмечает священник. В пасхальный период отец Максим старается послужить не только в Рабате и Касабланке, но и в Марракеше (с 2015), и Агадире (ежегодно с 2014 года).

В примерно десяти тысячах километров южнее, в ЮАР, находится русский храм Сергия Радонежского, основанный в 1998 году. Прихожане здесь – представители православных народов. «В ЮАР помимо русской общины в каждом городке есть греческие храмы. Есть даже две греческих епархии – два архиерея и несколько десятков священников. Что касается коренного южноафриканского населения, то они в основном являются последователями протестантских деноминаций, а если говорить прямо – сект. «Церковь новой волны», «Церковь новой жизни», «Церковь байкеров» – всего очень много», – рассказывает настоятель храма протоиерей Даниил Луговой.

Католическая Пасха в ЮАР – время каникул, государственные выходные. Они начинается в Великую Пятницу, Good Friday, и продолжаются до понедельника Светлой седмицы, который носит название Family day.

«Конечно, Пасха и в Африке воспринимается совершенно по-особенному. Все идет не от окружающих условий, а от богослужебного строя Страстной седмицы. И вот уже настает пасхальная южноафриканская ночь. Звон наших колоколов и наш пятикупольный русский храм, и крестный ход – все это дает ощущение великого праздника, где бы ты ни находился», – говорит отец Даниил. Он отмечает, что в районе, где построен храм, строгие порядки, шум в ночи может привести к жалобе в полицию. «Но люди еще никогда не жаловались на крестный ход, на ночной пасхальный звон. В европейских приходах, насколько мне известно, такая проблема есть – местные выступают против. Но жители нашего района даже сами приходят на пасхальный крестный ход, для них это необычная религиозная традиция», – рассказывает настоятель храма.

Помимо таких «интересующихся» и туристов в Сергиевском приходе есть люди, которые ходят сюда уже двадцать лет, есть те, кто крестился недавно, есть и англоязычные прихожане – из числа белых жителей Южной Африки. Это потомки голландцев (как их здесь называют, буры или африканеры) и потомки англичан. Соответственно, помимо церковнославянского языка на пасхальной службе можно услышать английский и африкаанс – язык с германскими корнями, один из одиннадцати официальных для Южно-Африканской Республики.

Особых кулинарных традиций у местного населения нет, они, можно сказать, переняли европейские. Например, принято прятать и искать в траве шоколадные яйца, а вместо кулича подают на стол кекс с сухофруктами, пропитанный сиропом или ликером.

Согласно переписи населения 2001 года, православными в ЮАР назвали себя 43 тысячи человек – греки, румыны, сербы, болгары, русские. Это один процента населения. Есть также статистика 2013 года, согласно которой в целом по стране христиане составляют 80% населения, 63% из них молятся каждый день, а примерно половина каждое воскресенье ходит в церковь.

Босиком на крестный ход

За последние десять лет в Таиланде построено десять православных храмов. Русских здесь много, и они посещают службы. Кроме того, все чаще принимают крещение и представители местного населения.

Бело-голубой Вознесенский храм на острове Самуи прекрасно вписывается в окружающий «райский» пейзаж. Обувь, по азиатской традиции, оставляют у входа, босиком все пойдут и на крестный ход.

Прихожанки сами пекут куличи для храма, так как купить их в другом месте нельзя. Тайцы же помогают сделать весьма изощренные украшения из цветов для внутреннего праздничного убранства. Храм блещет чистотой – видимо, необыкновенная тайская аккуратность передается всем приезжающим в страну.

«На тайском языке нет слова «Воскрес», так как нет такого понятия. Пасхальное приветствие звучит здесь весьма многословно: Христос Воскресе – «Пхра Кхрист цзяо сонг клап кхын пхра чханомчхип», Воистину Воскресе – «Чхаи?леу пхраонг сонг клап кхын пхра чханом чхип яанг тхе цзинг». Дословно получается следующее: «Христос Господь возвратил жизнь, возвратился к жизни» и «Да, уже Он возвратил жизнь, возвратился к жизни, деи?ствительно так», – рассказывает священник Алексий Головин, клирик Томской епархии и настоятель храма на Самуи.

Томская епархия уже много лет сотрудничает с православной миссией в Таиланде, содействует переводу на тайский и изданию «Закона Божьего» протоиерея Серафима Слободского, а студенты Томской семинарии иногда приезжают на практику в Бангкок. В столице Таиланда живет большинство православных тайцев, именно здесь чаще всего совершается Таинство крещения над представителями коренного населения. «Обычно катехизация очень длительная. Сейчас есть русско-тайский и русско-лаосский молитвословы, переведены Часослов, книги протоиерея Серафима Слободского. В Великую субботу почти каждый год в разных храмах Таиланда совершается крещение», – рассказывает отец Алексий.

На Самуи же в храме на Пасху собираются в основном русские, приход почти ежегодно обновляется. Несмотря на это, община живет одной большой семьей, все прихожане помимо своей основной работы чем-то помогают храму – обеспечивают работу сайта, преподают в воскресной школе или занимаются переводами. На Рождество Христово, Пасху и другие большие праздники все собираются на совместную трапезу.

Матушка-регент, супруга отца Алексия Мария, опытным взглядом и ухом «вычисляет», насколько «новенькие» способны петь, и приглашает в свой хор. Тропарь Пасхи спели на тайском, служба идет на церковнославянском, Евангелие читают на разных языках.

Храм на Самуи украшен необычной фреской. На ней изображён апостол Фома, который дошел с проповедью до Индии, ближайшей к Таиланду точки апостольской проповеди. В руках у него – свиток на тайском языке, а вокруг в испуге разбегаются демоны.

Тридцать три полярника

Одна из узнаваемых мировых достопримечательностей, путешествие к которой для туристов может обойтись в десятки тысяч долларов, – скромная деревянная церковь Святой Троицы на российской антарктической станции «Беллинсгаузен», освященная в 2004 году. Купол храма с золоченым православным крестом на высоком холме – первое, что видят прибывающие с теплохода, который следует в Антарктиду с Огненной земли.

Но туристы здесь редки, а суровые сотрудники полярных станций заглядывают в храм из-за занятости только иногда в выходные. Зато каждый день здесь молятся монахи Троице-Сергиевой Лавры. Приезжают посменно, каждый год состав духовенства может меняться. Обычно это пресвитер и диакон или послушник. Причем помимо послушаний в храме они должны и работать на станции. Как правило, священнослужители трудятся в составе строительной бригады.

К Пасхе готовятся так же, как и в любом русском храме. Иной раз приходится переносить великопостные службы, служить, например, очень рано утром, чтобы к началу рабочего дня быть уже в строю вместе со всеми. Молебны тоже всегда служатся до работы, вместо завтрака.

Если в дни Страстной седмицы священники в антарктическом храме могут погрузиться в уединенную молитву, то Пасхальное богослужение – миссионерское. «Конечно, служить более радостно, когда храм наполнен людьми, но когда никого нет, можно зато более глубоко сосредоточиться на молитве. Тогда ни на что не отвлекаешься и приходит внутренняя отрешенность от окружающего мира. В праздничные дни особенно хочется пережить одному, внутри себя, то состояние радости, которое приходит во время службы», – отмечает иеромонах Гавриил (Богачихин), которой служил в Троицком храме в одну из зимовок.

На Пасхальное богослужение и крестный ход приглашают гостей с соседних зимовочных станций. Самые близкие – чилийцы, у них на станции есть свой костел, но нет капеллана. Они бывают в Троицком храме чаще других иностранцев. Для них не только на Пасху, но и в другие дни переводят на испанский чтение из Евангелия, некоторые ектении, Символ веры. Также приезжают китайцы, уругвайцы, корейцы и самые дальние соседи – аргентинцы и поляки, их станции находятся за 60 км.

«Первыми прибыли на богослужение, как это водится, самые “дальние“ – аргентинцы: шесть человек со станции “Джубани”. Они пришли по морю в хорошую волну экипированные: в непромокаемых и почти герметичных костюмах (говорят, в таких можно находиться в ледяной антарктической воде несколько часов). Надо отдать должное их мужеству: отправились на русскую Пасху за несколько десятков километров по неспокойному морю в темноте», – вспоминает иеромонах Гавриил свое служение в день Воскресения Христова. – После каждой песни канона я, как и положено, обращался к присутствующим с троекратным возгласом: «Христос Воскресе!». И к концу утрени услышал ответный шепот с акцентом: «Воиштину вошкресе!»

После службы гостей приглашают в кают-компанию российской станции на разговение. Угощают крашеными яйцами и куличами. Их священнослужители, как и просфоры, пекут самостоятельно. Кроме того, предлагают «кавьяр» – красную икру, которая у иностранцев считается главным русским блюдом. На станции соблюдается и еще один русский обычай: всем желающим разрешают звонить в церковные колокола.

Кстати, рассказ о праздновании и числе молящихся в храме затем попадает в ежедневную оперативную сводку, присылаемую в Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета. «Помимо научных данных, в ней сообщалось, что в храме собрались 33 полярника. Вместе с россиянами на праздничном богослужении присутствовали гости с китайской, чилийской и уругвайской полярных станций, затем все они крестным ходом прошли вокруг храма», – рассказывает замруководителя Российской антарктической экспедиции Вячеслав Мартьянов, встречавший Пасху в Антарктиде в 2009 году. Он уточнил, что «молитвы читались как на церковнославянском, так и на испанском языках».

Миссионерские труды священников иногда вознаграждаются. Так, один из чилийских полярников уверовал во время работы в Антарктиде, а потом крестился у себя дома в православном храме. Через несколько лет он привез в Антарктиду свою будущую супругу, и они венчались в Троицком храме.

«Эпоха географических открытий уже прошла, но, я думаю, эпоха духовных открытий ещё впереди. Это показали волны эмиграции XX века. Люди с огромным интересом в Америке, Австралии, Европе и даже в Азии открывали для себя "евангельскую жемчужину" – православную веру. Вот этого открытия я и желаю как нашим российским, так и зарубежным полярникам, несущим своё служение в Антарктике», – отмечает иеромонах Павел (Гелястанов), участник еще одной зимовки в Антарктиде.

Антонина МАГА, корреспондент ТАСС


Источник: prichod.ru