Иаков, спасаясь от гнева обманутого им брата – Исава, пустился в бегство, надеясь найти приют у своего дяди Лавана. Заночевав по пути в пустынной местности, положив голову на камень, он проснулся в великом страхе: во сне ему явился Бог. В знак памяти об этом событии Иаков поставил стоймя камень, служивший ему изголовьем, и возлил елей на его вершину.
По этому эпизоду мы можем судить, что поставленные вертикально продолговатые камни, носящие следы грубой обработки, в древней Палестине почитались как жилища богов или духов. Предки семитских народов пытались умилостивить их, принося жертвы в виде ароматических масел. Племена, приходившие на смену тем, кто воздвигал эти примитивные обелиски, сохраняли почтительное к ним отношение и старались не сердить духов своих предшественников, которые (как считалось) ушли в камни.
Свое наиболее известное название эти первые мегалиты получили из бретонского языка: менгиры (от menhir – «длинный камень»). И это неслучайно – ведь именно Западная Европа особенно изобилует не только одиночными каменными столбами, но и целыми композициями из них многокилометровыми прямолинейными рядами (часто – несколькими, параллельными друг другу), кругами (кромлехами) и другими, более сложными группами. Самый большой из европейских менгиров – Эр-Грах в Бретани, «большой расколотый менгир», воздвигнутый около 5000 г. до н. э. и рухнувший во время землетрясения в 4300 г. до н. э., расколовшись на несколько кусков. Эта глыба когда-то достигала 20 м в высоту и весила 380 кг; высечена она была из гнейса, ближайший выход которого на поверхность находится в 10 км от Эр-Граха. Разрушенный менгир стоял в шеренге с 18-ю другими, более мелкими камнями.
Возведение менгиров часто приписывали и приписывают кельтам. Якобы, кельтские жрецы друиды совершали возле этих камней свои кровавые жертвоприношения.
Вполне возможно, что менгиры служили сразу многим целям – и религиозным, и практическим. Во все еще первобытном обществе любая деятельность носила нерасчлененный, синкретический характер. Так, искусство не разделялось на роды и виды – песня, пляска, даже пластика и графика составляли единый комплекс. Лишь позднее, уже при возникновении первых государственных образований, появились профессиональные певцы, скульпторы, художники. Такая специализация, конечно, способствовала совершенствованию каждого из видов художественного творчества, но что-то от первобытной цельности было утрачено.
Видимо, и менгиры, представляя собой изначально нечто целостное, многофункциональное, затем начали развиваться в разных направлениях. С одной стороны, композиции менгиров – шеренги, аллеи, кромлехи, а также более сложно устроенные мегалиты – вероятно, стали зачатком архитектуры. А появление на поначалу только грубо обтесанных глыбах рисунков, высеченных знаков, резьбы, впоследствии – попыток придать им антропоморфный вид означало зарождение монументальной скульптуры.