В ожидании большой воды на реке Ишим идёт демонтаж металлического моста, который ишимцы называют «старым». Полвека верой и правдой служил он горожанам.
С рекой Ишимом у одноимённого города изначально сложились непростые отношения. Ей он обязан своим появлением в 1687 году. Омывавший «Киселёвский мыс» водный поток служил естественной преградой от степняков. Для защиты поселенцев-крестьян от врага возвели на высоком берегу Коркинский форпост. По реке поднимались вверх по течению от Иртыша основатели крепости – русские первопроходцы. Река давала водопой лошадям и скоту. Но она же подмывала в половодья берега из рыхлого суглинка, унося с собой бревенчатые постройки. Её пытались регулировать, отсекая в старицы петли русел и спрямляя их. Но река с непредсказуемым нравом оставляла за собой «последнее слово».
С середины XVIII века, когда граница России сдвинулась к югу на сотню вёрст, встал вопрос о налаживании надёжных переправ через реку. Долгое время это не удавалось. Деревянные мосты служили до первого наводнения. Самым надёжным средством транспортировки на правый берег стал паром. Он представлял собой плот, устроенный на двух больших дощатых ладьях. Такая переправа работала в створе улицы Московской в течение многих десятилетий.
Ишимцы-старожилы вспоминали и про мост, наведённый через реку западнее старицы Ишимчик. Сейчас от него не осталось и следа. Но именно по нему шагали в город из Синицынского бора направлявшиеся на станцию Ишим для отправки на фронт солдаты 229-й и 384-й дивизий в 1941–1942 годах. Стоял он до конца сороковых, точная дата демонтажа неизвестна.
С пятидесятых годов стал действовать наплавной мост в Киселёвке у восточной пересыпи старицы Ишимчик. Он запечатлён на множестве фотографий. В основе его конструкции были пустотелые железные бочки. В период наводнений он превращался в паромную переправу, а со спадом воды его элементы соединялись в единое дорожное полотно.
Однако если случалось обширное наводнение, то и паромная переправа переставала действовать, а для связи с правобережьем, на котором тогда находился городской аэродром, использовались лодки. Такая ситуация сложилась весной 1973 года. Тогда на дозаправку здесь приземлился вертолёт, на котором летел министр газовой промышленности СССР Сабит Атаевич Оруджев (1912–1981). Он осматривал территорию, по которой должны были проложить трассу газопровода. Руководство Ишима пригласило министра в горисполком. Переправа на лодке по бушующим волнам «Ишимского моря» впечатлила гостя, и он пообещал помочь городу, испытывавшему тогда трудности в финансировании благоустройства. Как вспоминают очевидцы, уже через неделю из Азербаи?джана прибыли проектировщики, а через два месяца начали поступать металлоконструкции для моста эстакадного типа.
Так к 1974 году город обрёл долгожданную постоянную связь с правым берегом реки Ишим. Мост был однопутным, движение осуществлялось в реверсивном порядке. Подгнивавшее деревянное полотно из брусьев и досок приходилось периодически обновлять. Но всё же это была крепкая переправа, способная выдержать подъём воды до десяти метров и потому ни разу не закрывавшаяся в период наводнений. На протяжении десятков километров выше и ниже по течению не было на тот момент моста надёжнее. Прочие, выполненные из дерева, имели малый подъём над водой и зачастую сносились сильным течением в половодье.
На рубеже тысячелетий наш город всколыхнула новость о строительстве современного железобетонного моста в створе улицы Коркинской. Правда, бодро начавшаяся при губернаторе Л. Ю. Рокецком стройка в силу некоторых обстоятельств простояла без движения до 2005 года. Однако в пору губернаторства В. В. Якушева дело сдвинулось с мёртвой точки, и 5 августа 2006-го двухполосный мост, взметнувшийся на высоту 13 метров, был торжественно открыт.
А что же мост, который с тех пор стал называться «старым»? Он был в очередной раз отремонтирован, движение автотранспорта по нему прекратилось, и он стал сугубо пешеходным, помогая садоводам добраться до своих заречных участков по кратчайшему маршруту. К этому времени конструкции моста показали признаки «усталости». Некоторые трубы оказались пронизаны вертикальными трещинами, возникшими от замерзания попавшей в них воды.
Фатальным для моста стал юбилейный 2024 год, ознаменовавшийся рекордным наводнением с подъёмом воды до 1064 см. Стоит заметить, что и такой подъём оставил бы дорожное полотно переправы сухим. Но конструкции моста задерживали плавняк, который быстро накапливался на десятки метров выше по течению. К 20 апреля с моста были сняты перила и разобраны два пролёта. Сдвинуть затор попытались с помощью взрывов. Ветви и стволы оттягивали на берег также с помощью катеров. Эти меры оказались слишком трудозатратными, поэтому в феврале 2025-го принято решение демонтировать мост окончательно.
Геннадий Крамор.