Как многие знают, я гид по Екатеринбургу в частности и Уралу вообще. И так как мне поступило предложение провести экскурсию по парку «Оленьи ручьи», находящегося в 110 километрах от Екб, я решил туда съездить, чтобы узнать, что там к чему. Ведь я никогда в Оленьих ручьях не бывал. Мое знакомство с Уралом началось с Таганая, продолжилось Большим Нургушем и Помяненным камнем, а самые массово-доступные и близкие Оленьи ручьи как-то мимо меня пролетели. Сегодня, то есть, надо было наверстывать упущенное.
Поехал я в Оленьи ручьи, как всегда, автостопом. Таким способом я передвигаюсь уже 10 лет, наездил 100 000 километров, бывал и в Санкт-Петербурге, и на Кавказе, и в Казахстане, и в Грузии, ездил и в 30-ти градусный мороз, и в 35-ти градусную жару, и нон-стопом, проезжая по 1900 км. в сутки, так что, поездка на 110 километров от города для меня была чем-то совершенно повседневным и обыденным.
Первую машину я застопил около ТРЦ Мега на Новомосковском тракте. Остановилась крайне суровая тетенька где-то 45-50 лет в синей спецовке и с таким видом, что она всю жизнь ворочает кувалдой, ломом или киркой. Вспомнились истории о женщинах со Строгановских солеварен 19-го века из книги Немировича-Данченко «Кама и Урал», которые загружали соляные баржи на Каме, таская бегом мешки по несколько пудов. Мчась на скорости в 120 км., она довезла меня до поворота на поселок Хрустальная. Такое название возникло еще в 18 веке в связи с тем, что гора, находившаяся тогда среди лесов недалеко от будущего поселка, и состоящая из кварца с вкраплениями хрусталя, сверкала на солнце и бередила сердца солдат, офицеров и рудознатцев, осваивавших эти места. Всю эру промышленного Урала гору Хрустальную срывали и разрабатывали. Сейчас на ее месте огромный карьер. Горы – вообще основа Урала. Гора Высокая в Нижнем Тагиле с гигантским месторождением железа, гора Благодать с месторождением магнитного железняка, Медная гора – Гумешевский рудник, основной поставщик малахита в мире в 18-19 вв. которая, согласно Бажову, «не та, гора, что торчит в небо, а та, что вглубь земли уходит», место действия значительной части сказов Бажова. Хрустальная вот. Урал, в общем, страна гор.
Следующая машина была поймана через минут пять активного голосования на дороге. Водитель вез на заднем сидении ласты и маску и много рассказывал о подводной охоте на озерах Урала. Летом он ездит на озера Увильды, Тургояк и другие, где вода прозрачна на двадцать метров. Эти озера, особенно Тургояк, называют младшими братьями Байкала. Подводная охота на Урале – не то, что в Красном море. Надо двигаться медленно и осторожно, чтобы рыба приблизилась. Действовать, как охотник в засаде, и, когда приблизится – бить.
Дайвер довез меня до поворота на Первоуральск, и вот за ним я и поймал самую интересную машину: лендровер, в котором, я сначала подумал, ехали уральский писатель Алексей Иванов и его продюсер Юлия Зайцева. Но нет, это были другие, не менее интересные люди. Это основатели проекта Made in Ural катились в город Михайловск и было нам по пути.
Влад и Ирина Деревянных основали проект Made in Ural c целью генерации различного уральского контента в одном месте. Ни для кого не секрет, что мы живем в месте уникальном, не похожем на другие регионы страны. Уральская цивилизация, Горнозаводская цивилизация – это место можно называть по-всякому. Но бесспорно, что ячейкой Уральского общества и уральской жизни всегда и везде был завод на речной плотине, образующей городской пруд, вокруг которого и крутилась уральская жизнь. Такой завод соседствовал с располагающимися поблизости рудниками, месторождениями, скалами, горами. Но, главное, он был окружен огромными лесами, представляющими гигантскую «лесную дачу», деревья которой использовались для производства древесного угля, на котором и работали металлургические заводы. В глуби лесов рубили лес и жгли уголь команды углежогов. В рудниках, «в горе», в пустотах глубоко под землей били кайлами руду рудничные работники. Крестьяне из деревень, спрятавшихся в лесах, возили руду из рудников и уголь на заводы, а железо на пристани рек, где на верфях строились барки. По весне барки спускались на воду, грузились железом и по большой весенней воде они отправлялись в Россию. И все это жило, двигалось, дышало среди суровых каменных гор и лесов. Вся жизнь крутилась здесь вокруг заводов, этаких «микрокосмов», которые, отделенные от других регионов России непроходимыми чащобами и каменистыми скалистыми гребнями диких гор, создали совершенно уникальный образ жизни, впитавший и верования охотников-манси, живших здесь до русских, и степных башкир, граничивших с заводами с юга, и совершенно особую атмосферу перекрестка народов, по краю которого когда-то проходили народы Великого Переселения, оставляя на своем пути в лесах и горах развалины городищ, курганы, могильники и капища.
Сейчас об этом особом мире на склонах Уральских гор пытаются рассказать многие люди, и из Екатеринбурга, и из Уфы, и из Перми и из других городов. Влад и Ирина пытаются все эти разнообразные рассказы объединить на одной площадке, чтобы создать определенный диалог и почувствовать ту энергию творческой жизни, которая мощной жилой пульсирует здесь, среди Уральских гор, как золотая жила, полная самородков, искрится в горе.
Как всегда, посыпались вопросы о том, не страшно ли мне ездить, не было ли опасных случаев, не портятся ли люди со временем, ведь в наше время потребления и эгоизма, казалось бы, никто не должен никому верить, и уж, тем более, останавливаться на пустынной трассе голосующим автостопщикам. Пришлось напомнить о прекрасных старых добрых 90-х годах, когда все люди были высоконравственны и прекрасны и вели исключительно премудрые речи. Слова нет, частенько те, кто никогда не ездил автостопом, крайне далеки от его настоящих реалий, точно так же, как я, скажем, далек от правильных методов интернет-продвижения моего экскурсионного контента. Так что, в беседе мы сделали попытку развеивания мифов, я рассказал пару-тройку случаев из моей практики, а Влад и Ирина поделились тем, как стоит эффективно продвигать Урал, так, чтобы получить наибольший результат. Я был приглашен на встречу «Ура! Урал!», которая пройдет 22 марта у нас в Екб в творческом кластере «Домна» на ул. Вайнера. Более 20-ти спикеров из Челябинска, Уфы, Перми, Нижнего Тагила, Качканара, Чусового и других уральских городов приедут к нам в Екатеринбург, чтобы рассказать о сокровищах Урала, которые, часто, известны только местным, и скрыты от народа под мрачной тьмой безвестия и незнания.
Влад и Ирина довезли меня до поворота на парк. Мы сделали совместное фото, после чего я отправился к воротам парка пешком. Мне оставалось всего 2,3 километра.
Парк Оленьи ручьи – яркий пример Уральского заводского микрокосма. Здесь, где самые низкие горы на Урале на всем его протяжении, равнину пересекают, идя с юго-востока на северо-запад, несколько параллельных хребтов. Ближе всего к Екб Коноваловский Увал и Веселые горы со Старик-камнем, Шунутом и горой Оборотной, о которую когда-то во время ВОВ разбился самолет Ли-2 с директором Самарского авиационного завода Матвеем Шенкманом, летящим в Нижний Тагил. До сих пор на склоне горы валяются остатки фюзеляжа, крыльев и двигателя самолета. Далее идет Уфалейский хребет. А за ним – тот самый Бардымский хребет, на западном склоне которого, в долине реки Серги и расположена территория парка. В начале 18 века брат Акинфия Демидова Никита основывает на реке Серге Верхне-Сергинский и Нижне-Сергинский железоделательные заводы. И дикие леса, своды которых помнили вопли манси во время загонной охоты, становятся лесной дачей этих заводов. Там, где стояли украшенные перьями, самоцветами и костями капища, располагаются станы углежогов. Там, где сквозь дикую чащу проходили узкие охотничьи тропки, накатывают санный путь, чтобы возить уголь, железо, руду. В скоплениях скал посреди лесов организуют рудники. В лесах начинают звучать топоры мастеровых с заводов. Дозаводской, языческий, мансийский период уходит в прошлое. Начинается время горнозаводской цивилизации.
От центральной усадьбы парка, где пришлось заплатить за вход чуть больше пятисот рублей, дорога идет к руслу Серги. Мы постоянно снижаемся, спускаясь в ее долину. Из-за массированных рубок, бывших здесь в течении почти трех веков, старых деревьев мало. Молоденькие сосны, березы, низенькие ели. Но иногда попадаются и старые, толстые сосны. Одна из них на пути – памятник дендрохронологии. Сосна стояла здесь еще когда на месте Екатеринбурга были леса и болота. Сосне больше трехсот лет. Такие гигантские сосны были оставлены здесь во время рубок для воспроизводства деревьев. То тут, то там в парке можно наблюдать их среди тоненькой молодой поросли. Когда-то все леса Урала состояли из таких старых деревьев. А некоторые были еще больше. Некоторым было по 400, по 500 лет и еще больше лет. Такие древесные великаны, гигантские ели, сосны и кедры сейчас сохранились массово только в горах.
Дорога выходит к скалам на реке Серге, где на скале Утопленник, позже переименованной для благозвучия в «Светлую» в 2005 году был установлен памятник «Ангел Единой Надежды». Установлен он был по проекту шведской художницы Лены Эдвалл, которую до глубины души поразили своей жестокостью теракты в Мадриде в 2004 году, унесшие жизни 191 человека. Чтобы выразить переполняющие ее чувства, Лена придумала концепцию семи памятников-ангелов, которые будут стоять в разных местах Земли и как бы защищать ее от зла.
Долина Серги была выбрана для расположения одного из ангелов из-за наличия у нас на Урале Верх-Нейвинского центра реабилитации инвалидов «Благое дело». Его основатели проходили обучение как раз в том городе в Швеции, где жила Лена Эдвалл, и где в мастерских руками людей с инвалидностью были изготовлены статуи Ангелов Единой Надежды. Так Урал стал одной из точек, где ангел распростер свои крылья. Правда, наше местное уральское быдло и тут отличилось. Как-то раз пьяные посетители парка отломали голову ангела и выкинули ее с обрыва в реку Сергу. Голову нашли в кустах под скалой и приделали обратно. Так что теперь наш уральский Ангел – инвалид, переживший боевые действия.
Дорога идет вдоль громоздких скал, покрытых пятнами зеленых и рыжих лишайников. Спичками со скал возносятся в небо тонкие сосны. Миную пещеру первобытных людей, где археологами были найдены кострища и предметы быта возрастом в 15 тысяч лет. Таких мест в Оленьих ручьях десятки. Ранние из них относятся к тому времени, когда ледник, лежавший чуть севернее, отступил, и зоны тундростепей, где когда-то бродили мамонты и волосатые носороги, сопровождаемые пещерными львами и серым медведем, зарастают лесами и заболачиваются, а на сцену лесной жизни выходят новые ее персонажи - лось и исполинский олень. Долина реки, привлекавшая зверей, привлекала и древних людей в их нескончаемых странствиях. Костры, наконечники копий и стрел, примитивная керамика – то, что дошло из тех давних времен до наших дней.
Пройдя мимо Дыроватого камня, похожего на пьющую из Серги лошадь, по пешеходному мостику перехожу на другой берег реки. На высоком берегу – пирамида, откуда можно оглядеть ее пойму. С Пирамиды видна скала Писаница, давшая название парку. В 70-е годы на ней были обнаружены рисунки древних людей, единственные на Серге. Фигура оленя с точкой, где сердце, сопровождается фигурой бегущего рядом с ней человека. Над всем этим – солярный символ. Драма борьбы за жизнь в диких Уральских лесах, жизнь древнего героя, охотящегося для выживания и средоточие его жизни – олень, показаны первобытным художником, жившим в гораздо более суровом мире, чем мы, нарисованы охрой и пережили три тысячелетия.
Дальше – пещера Дружба и Большой провал – каменная щель в земле, размером в восемнадцатиэтажный дом, усеянная сваленными бурями, но зацепившимися за камни провала соснами.
На обратном пути обедаю в кафе в обществе трех кошек. Затем у ворот парка ловлю машину до Нижних Серег с местными жителями. Их предки представляют собой уходящую во тьму веков цепочку работников местных заводов – советских и дореволюционных, Демидовских. Возможно, кто-то из их предков когда-то одним из первых переваливал через Мировой Камень в поисках золота и самоцветов. Во времена Ермака. Или раньше.
Следующую машину ведет парапланерист Алексей на девятке, возрастом лет 55. Интересный способ проводить досуг в этом возрасте. Летает даже зимой, поднимается на высоту до километра. Он вывозит меня на Ново-Московский тракт, где уже в снежных сумерках наступающего вечера ловлю машину прямо до Екатеринбурга. Скоро появляется в лобовой стекле гора Волчиха, всегда приветствующая меня, когда я возвращаюсь домой в Екб по трассе М-7, затем загораются впереди башни Екатеринбурга и огни ТРЦ «Мега». Машина сворачивает на Широкореченский тракт. Еще через несколько минут я встаю ногами на землю Екатеринбурга в районе Ботаника. Грохот мегаполиса, такой контрастный с молчанием лесов, встречает меня. Я закидываю рюкзак на спину и двигаюсь к дому по обледенелым тротуарам под башнями тридцатиэтажных домов. Отсюда до дома мне тридцать минут пешком. https://vk.com/album40834061_306324949
Источник: vk.com