Царский курган Туннуг-1, найденный в Тыве, привлек внимание археологов роскошным захоронением: на его вершине были обнаружены 18 лошадей и как минимум один человек, принесенные в жертву, что напоминает обряд создания «призрачных всадников», подробно описанный Геродотом. Похоже, археологам удалось обнаружить прародину скифов!
Раскопки вела международная экспедиция под руководством Гино Каспари из Института геоантропологии имени Макса Планка. Захоронение IX века до н.э. напоминает и другие культуры того времени, жившие на территории современной Монголии, у которых еще во II тысячелетии до н.э. было принято приносить в жертву лошадь или ее часть: например, голову с шеей, копыта и хвост, а также класть в могилу поводья, сбрую и другие элементы упряжи.
Термин «скифы» давно распространился на культуры Южной Сибири и Алтая. Например, знаменитую Пазырыкскую культуру называют алтайскими скифами, и то, что скифы мигрировали на запад из Алтая и Сибири, предполагали уже давно. Погребение из Туннуг-1 оказалось самым восточным и ранним памятником скифского типа. Выводы о происхождении скифов подтверждает и генетика: в восточноевропейской популяции скифов I тысячелетия до н.э. прослеживается значительный алтайский компонент. Лошади позволили этим культурам передвигаться на огромные расстояния, однако до сих пор подобные захоронения доалтайского периода не находили.
Почему ученые полагают, что это именно скифы? Геродот описал ужасающий ритуал жертвоприношения при захоронении скифского царя, где вокруг кургана устанавливали 50 убитых лошадей, а 50 лучших слуг царя душили и усаживали на них. Чтобы тела держались вертикально, их поддерживали кольями, а под грудь и круп лошади подкладывали колеса. Историки сомневались в достоверности этого описания, но после раскопок кургана Чертомлык (Украина), где нашли множество костей и остатки кольев, стало очевидно, что Геродот был близок к истине.
При раскопках Туннуг-1 выяснились интересные детали жертвоприношения: судя по всему, «всадники» находились на деревянной платформе и какое-то время стояли непогребенными, а когда тела уже основательно разлагались, их засыпали сверху камнями. Ритуал проводился на месте насыпания кургана, возможно, во время тризны. Как и в Чертомлыке, следы от кольев расположены равномерно по вершине кургана, а уздечки коней происходят из разных мест.
А вы бы хотели бы увидеть подобных «призрачных всадников»?
Текст подготовила Анна Гребенникова.