Скифо-Кыргызы в Скандинавии?! Еще одна поразительная научная статья под названием «Гунны в Скандинавии: новый подход, основанный на современных данных ДНК» — авторства Карла О. Хёгстрёма, администратора проекта FamilyTreeDNA из Лунда, Швеция. Эта работа проливает свет на истинную историю военных экспедиций древних скифо-кыргызов (Гянь-Гунны) в земли викингов.
«Ранее некоторые ученые выдвигали гипотезу о движении гуннских контингентов на север, которое в конечном итоге достигло Скандинавии на основании археологических и филологических данных. Если это событие действительно имело место, его следы должны быть обнаружены как в древней, так и в современной ДНК.
В этом исследовании я сообщаю, что при анализе комбинации древних и современных образцов ДНК со всей Евразии можно выявить западное движение из региона Алтая-Саянов в Европу, которое в конечном итоге достигло южной Швеции.
В 2007 году Лотте Хедеагер опубликовала статью в норвежском журнале Norwegian Archaeological Review о присутствии гуннов в Скандинавии, что побудило Улфа Нэсмана опубликовать в 2008 году статью в шведском журнале Fornv?nnen, в которой он оспаривал гипотезу Хедеагер.
Это вызвало ответную статью Хедеагер в том же журнале в том же году, на которую Нэсман снова ответил в следующем году. В 2011 году Хедеагер выпустила книгу под названием Миф и материальность Железного века: Археология Скандинавии 400–1000 гг. н. э., в которой она более подробно развила свою гипотезу.
Хедеагер (2007, с. 1; 2011, с. 203) утверждает, среди прочего, что обычаи, практиковавшиеся конной элитой в Сёсдале и Фуллтофте в центральной части Сконе в 5 веке н. э., указывают на присутствие гуннов в южной Скандинавии.
В 2017 году Нэсман и Шарлотта Фабек выпустили книгу Всадники Сёсдалы и конная элита пятого века Европы, в которой они представляют накопленные на сегодняшний день знания о культурном горизонте, известном как стиль Сёсдалы.
В заключительной главе Фабек и Нэсман (2017, с. 339–341) приводят вымышленный рассказ о местных воинах, отправившихся в юго-восточную Европу, где они познакомились с кочевыми обычаями степей, которые затем привезли обратно в центральную часть Сконе.
Однако авторы (Фабек, 2017, с. 54; Фабек и Нэсман, 2017, с. 343) одновременно описывают археологические находки из центральной части Сконе и их контекст как чужеземные, и указывают на то, что это культурное явление, по-видимому, не имеет местных корней, что, возможно, противоречит их гипотезе о местном происхождении.
В 5 веке н. э. в Скандинавии произошел культурный сдвиг, когда в материальной культуре начинают проявляться восточные влияния (Хедеагер, 2007; Хедеагер, 2011). Примером этого является новый стиль орнаментации, сосредоточенный вокруг животных и оборотничества, истоки которого можно проследить в кочевом контексте степей (Хедеагер, 2007, с. 46; Хедеагер, 2011).
Другим примером являются конные артефакты из центральной части Сконе, которые были ритуально уничтожены и захоронены в соответствии с гуннскими обычаями (Гёрман, 1993, с. 276–277; Хедеагер, 2007, с. 1; 2011, с. 203; Фабек, 2017, с. 46, 55).
Эти культурные явления совпадают с изменением военной организации, с акцентом на конных воинов, что, по мнению Хедеагер (2007, с. 51), в целом должно быть приписано присутствию гуннов в Скандинавии.
Если Хедеагер права, можно ожидать, что у современных скандинавов найдутся свидетельства генного потока с Востока. Более того, для подтверждения гипотезы необходимо, чтобы этот генетический поток был датирован эпохой Великого переселения народов, то есть 375–568 гг. н. э.
Я утверждаю, что такие свидетельства существуют в виде Y-ДНК и аутосомного смешения. Мое утверждение основано на знаниях, полученных в ходе работы в качестве администратора групповых проектов, связанных с FamilyTreeDNA (?wiklak & H?gstr?m, 2024; H?gstr?m, 2024a, 2024 c).
В этой работе я использую геномные данные из современных и древних образцов ДНК в сочетании с радиоуглеродными датировками, оценками TMRCA, археологией и филологией, чтобы доказать, что современное распределение определенных линий Y-ДНК свидетельствует о северной миграции разнородных гуннских контингентов в V веке н. э., которая в конечном итоге достигла южной Швеции, и что эта миграция связана с распространением стиля Сёсдалы.
В генетике человека гаплогруппа Y-ДНК и ее подветви определяются мутациями, известными как однонуклеотидные полиморфизмы (SNP), в нерекомбинирующей ДНК Y-хромосомы. SNP уникальны для определенных патрилинейных ветвей и могут быть использованы для отслеживания миграций людей.
Гунны в Европе в основном принадлежали к подветвям гаплогрупп Y-ДНК Q и R, таким как Q-M25, Q-L330, R-Z93 и R-PH155, которые они унаследовали в основном от своих скифо-сибирских предков через западные группы сюнну.
Западные группы сюнну со временем приобрели значительное восточноевразийское смешение, происходившее, по-видимому, через женщин из восточных групп сюнну, которые, в отличие от западных, в основном имели древнюю северо-восточноазиатскую (ANA) родословную (Jeong et al., 2020; Lee et al., 2023).
Именно эти обогащенные ANA западные группы сюнну позже стали основой гуннов. Некоторые из ведущих кланов гуннов (Mar?ti et al., 2022, VZ-12673) принадлежали к той же ветви R-Z93, что и ранняя скифо-сибирская элита из Аржана (Unterl?nder et al., 2017, I0577; FTDNA, 2024a).
(Дополнение КАФ: Аржанская культура
"Раннесакское курганное захоронение, расположенное в Республике Тыва, Россия, примерно в 60 километрах (40 милях) к северо-западу от Кызыла. Курган находится на высоком плато, через которое протекает река Уюк, один из притоков реки Енисей, примерно в 20 км к юго-западу от города Туран.
Аржанская культура знаменует начало скифского периода (8–7 вв. до н. э.) и предшествует пазырыкской культуре. Останки в Аржане представляют собой одни из самых ранних известных скифских артефактов, что позволяет предположить их роль в возникновении скифского «звериного» художественного стиля. Эта культура является начальным этапом развития сакско-уюкской культуры.
По словам видного казахстанского историка и исследователя ДНК Жаксылыка Сабитова, скифский царь, похороненный в царском кургане Аржан-2, является предком более половины современных кыргызов и принадлежит к Y-хаплогруппе R1a-Z2125. Также из поселения Аржан был опубликован образец ДНК S441, относящийся к скифской культуре VII—VI веков до н.э., который является предком кыргызской ветви.)
Более того, предполагаемый сюннуский чаньюй (DA39), то есть верховный правитель, из Архангай, Монголия, принадлежал к ветви R-Z93, которая сегодня встречается только в Польше и Швеции (Damgaard et al., 2018b; FTDNA, 2024a).
(Дополнение КАФ: Юрий Александрович Зуев: Термин «Кыр-кун». К вопросу об этническом происхождении кыргызов по китайским источникам”
“Одним из народов, происхождение и «тюркизация» которого ставится в прямую связь с движением гуннов на запад, являются древние кыргызы. Эта точка зрения была предложена в своё время А.Н. Бернштамом: «На основании изучения материалов могил типа оглахтинского комплекса можно для Минусинской котловины (для группы так называемых таштыкских погребений) установить следующее:
1) Могилы, судя по тканям, идентичным тканям Ноин-улы, датируемым первыми веками н.э., относятся к периоду владычества в данном районе гуннов, и возможно, сяньбийцев, для которых Минусинская котловина, в древности называвшаяся страною гяньгунь (кыргыз), с населением динлинского происхождения, была их северной границей. Скрещение племён Центральной Азии с динлинами дало первое кыргызское этническое объединение.
2) Племена страны гяньгунь являлись северной частью, гуннского союза и занимались земледелием и пастушеским скотоводством, являвшимся, по всей вероятности, главной формой производства. Через посредство гуннов динлины вела торговлю с Китаем, откуда они получали ткани, зеркала и т.п. в обмен на продукты охоты, скотоводства и рыболовства. Динлины имели довольно развитые производства: керамическое, металлическое и другие.»
В параграфе о древних киргизах. А.Н. Бернштам пишет: «На Енисее, где издавна жили европеоидные по своему физическому типу динлины, в результате смешения динлинов с гуннами и сяньби появилась новая группа племён, известных в китайских источниках под именем гэ-гунь, или цзянь-гунь» (там же; надо: гэ-кунь, цзянь-кунь).
Здесь смешаны хронологически разные явления: 1) поход гуннского шаньюя Чжичжи на запад в середине I в. до н.э.; 2) появление монголоязычных сяньбийцев-сабиров в III в. н.э. и 3) не учтено указание летописи о существовании (а не происхождении!) цзянь-куней-кыргызов в конце III в. до н.э.»
Однако некоторые косвенные данные письменных источников позволяют предполагать тюркоязычность древних кыргызов задолго до походов гуннов (китайское: сюнну!) на запад в середине I в. до н.э.
Так как наиболее древние показания китайских авторов о тюркоязычных племенах относятся к хуням, а также к их потомкам гуннам (сюнну, гунну) и кыркунам-кыргызам (цзянь-кунь), автор данной статьи считает, что некоторый свет на решение вопроса о происхождении кыргызов может пролить анализ терминов сюнну и цзянь-кунь.
В китайско-табгачских документах III-V вв. н.э. неоднократно встречаются упоминания о племенах тугухунь, туюйхунь, кэчжухунь и т.д. — с характерной для всех этих названий последней их частью, графически обозначавшейся, как правило, одним и тем же иероглифом хунь, с его древним чтением ?ўн.
По мнению Л. Базина, форма ?ўн тождественна древнетюркскому множественно-собирательному аффиксу ?ўн, восходящему, в свою очередь, к самостоятельному слову кўн — «женщина-прародительница» — «человеческий коллектив» — «народ».
Этот вывод позволяет ввести указанную форму китайской передачи термина ?ўн (кўн) в ряд древнетюркской социальной терминологии.
Но если этимологией термина кўн устанавливается взаимозависимость понятий женщина — народ, связанный вначале родственными узами, а затем единством этнического происхождения, то это даёт нам право предполагать, что термин кўн мог стать самоназванием какого-либо тюркоязычного племени или рода.
И действительно, в китайских источниках V-X вв. мы находим многочисленные описания племен хунь — ?ўн и кунь-у;его древнее чтение кўн-? — кўн, названия которых вполне сопоставимы как с хунь китайско-табгачских документов, так и с кўн орхонских текстов.
Народная этимология этих и родственных им племён возводит их происхождение к общему предку сюнну — гун-н, известному в источниках фонетического письма под именем ?ўн — гунна.
Впервые форма хунь для обозначения тюркоязычных жителей Монголии встречается в китайских источниках VII-V в. до н.э. По общепринятому мнению, она соответствует распространённому впоследствии (III в. до н.э.) этнониму сюннy-?ўн.
Весьма любопытен краткий контекст, в котором стоит это первое упоминание: «лю-хунь-чжи-жун» — «западные (в китайской ориентации — Ю.З.) иноземцы шести хуней». Из него следует:
1) жители Западного Края, предки гуннов, названы тюркским термином ?ўн (кўн) и 2) они были разделены на шесть частей, каждая из которых носила это же имя.
В настоящее время можно считать установленным подлинное звучание терминов гэ-кунь — кэ[р]-кўн и цзянь-кунь — ки[р]-кўн, т.е. кыркўн, киркўн. Обе формы закономерно расшифровываются из тюркской лексики как «кыр» («кир») — «поле», «степь» и кўн — полевые гунны, степные гунны.
Происхождение этнонима «кыргыз» от «кырк» — «сорок» и «з» — формы множественного числа см. С.Е. Малов. Памятники, стр. 417; Доржи Банзаров. Собрание сочинений, М., 1955, стр. 184. Д. Банзаров неправильно, на наш взгляд,
восстанавливал форму единственного числа «киргиз» из множественной «кэргут»; лучше было бы восстанавливать «кэргун». Множественное же число от «киргиз» неоднократно встречается в «Сокровенном сказании» как «киргисут».
Обе формы закономерно расшифровываются из тюркской лексики как «кыр» («кир») — «поле», «степь» и кўн — полевые гунны, степные гунны. Эта расшифровка подтверждается не только всеми последующими формами китайской передачи термина «кыркун» до VI в., но и данными письменных источников.
Так например, аноним Худуд ал-Алам упоминает о городе Киркун-хана («киргизского хана») к северу от Тянь-Шаня; город под таким же названием и племя хиркунов были известны Рашид-ад-дину.
Название племени кэргутов (множественная форма от кэргун) содержится в монгольском тексте Цаган-байшинской надписи XVII в., причём исследователи (В. Котвич и Г.Е. Грумм-Гржимайло) считают весьма сомнительным его сопоставление с этнонимом киргиз.
Наконец, хорошо известно название реки Хиркун (в Сибири: Киркун, Кыркун), левого притока Бальджира в северной части Монголии в котором можно видеть топонимический след пребывания здесь кыркунов-кыргызов. Всё это позволяет считать вполне реальным как существование самого племени кыркун, так и его сопоставление с цзянь-кунь (кыркун) китайских летописей.
В пользу сближения кыркунов с гуннами можно привести некоторые данные китайских хроник, проливающих свет не только на это тождество, но и на гуннскую проблему вообще. Мы имеем в виду не учтённую до сих пор исследователями хронику III в. н.э. Вэй-лио, сохранившуюся в комментариях к Саньго чжи.
В этом сочинении отмечается существование двух групп кыркунов. Одна из них (гэ-кунь) названа в числе стран, расположенных к северу от страны гуннов (сюнну!), т.е. к северу от Ордоса. В перечне она стоит между динлинами-дили на востоке и синьли-сирами — на западе.
Такая локализация кыркунов совпадает с данными Цянь Ханьшу и Тан хуйяо, определявших местонахождение кыркунов ан [на] верхнем Енисее. Более интересно другое сообщение: «Страна Цзянь-кунь находится на северо-западе от Канцзюй.
Боеспособного войска 30000 человек. Кочуют, следуя за травой; много волков; есть хорошие лошади» - Юрий Александрович Зуев: термин «Кыр-кун». К вопросу об этническом происхождении кыргызов по китайским источникам)
Читайте полную версию этой новаторской исследовательской работы:
https://www.kyrgyzamericanfoundation.org/post/hunvikings
На фотографиях:
1. Курган Аржан 2 (7-6 вв. до н. э., связан с алды-бельской культурой)
2. Акинакский (кинжал) курган Аржан (7-6 вв. до н.э.) Тува.
3. Золотой браслет, Аржан 2, Национальный музей Тувы
4. Судебно-медицинская реконструкция царя и царицы Аржана-2 в погребальных костюмах, обладающими смешанными европеоидными и азиатскими чертами.
5. Потрясающие сокровища, найденные внутри могильника Аржан-2 в Туве. Фото: Вера Сальницкая/The Siberian Times, Константин Чугунов
6. Акинаки, Фото: Вера Сальницкая/The Siberian Times, Константин Чугунов
Источник: www.kyrgyzamericanfoundation.org