Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Эрта Але, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2024-10-21 12:15

Гунны в Скандинавии: Новый подход, основанный на современных данных ДНК - Карл О. Хёгстрём

археологические раскопки 2021

Скифо-Кыргызы в Скандинавии?! Еще одна поразительная научная статья под названием «Гунны в Скандинавии: новый подход, основанный на современных данных ДНК» — авторства Карла О. Хёгстрёма, администратора проекта FamilyTreeDNA из Лунда, Швеция. Эта работа проливает свет на истинную историю военных экспедиций древних скифо-кыргызов (Гянь-Гунны) в земли викингов.

«Ранее некоторые ученые выдвигали гипотезу о движении гуннских контингентов на север, которое в конечном итоге достигло Скандинавии на основании археологических и филологических данных. Если это событие действительно имело место, его следы должны быть обнаружены как в древней, так и в современной ДНК.

В этом исследовании я сообщаю, что при анализе комбинации древних и современных образцов ДНК со всей Евразии можно выявить западное движение из региона Алтая-Саянов в Европу, которое в конечном итоге достигло южной Швеции.

В 2007 году Лотте Хедеагер опубликовала статью в норвежском журнале Norwegian Archaeological Review о присутствии гуннов в Скандинавии, что побудило Улфа Нэсмана опубликовать в 2008 году статью в шведском журнале Fornv?nnen, в которой он оспаривал гипотезу Хедеагер.

Это вызвало ответную статью Хедеагер в том же журнале в том же году, на которую Нэсман снова ответил в следующем году. В 2011 году Хедеагер выпустила книгу под названием Миф и материальность Железного века: Археология Скандинавии 400–1000 гг. н. э., в которой она более подробно развила свою гипотезу.

Хедеагер (2007, с. 1; 2011, с. 203) утверждает, среди прочего, что обычаи, практиковавшиеся конной элитой в Сёсдале и Фуллтофте в центральной части Сконе в 5 веке н. э., указывают на присутствие гуннов в южной Скандинавии.

В 2017 году Нэсман и Шарлотта Фабек выпустили книгу Всадники Сёсдалы и конная элита пятого века Европы, в которой они представляют накопленные на сегодняшний день знания о культурном горизонте, известном как стиль Сёсдалы.

В заключительной главе Фабек и Нэсман (2017, с. 339–341) приводят вымышленный рассказ о местных воинах, отправившихся в юго-восточную Европу, где они познакомились с кочевыми обычаями степей, которые затем привезли обратно в центральную часть Сконе.

Однако авторы (Фабек, 2017, с. 54; Фабек и Нэсман, 2017, с. 343) одновременно описывают археологические находки из центральной части Сконе и их контекст как чужеземные, и указывают на то, что это культурное явление, по-видимому, не имеет местных корней, что, возможно, противоречит их гипотезе о местном происхождении.

В 5 веке н. э. в Скандинавии произошел культурный сдвиг, когда в материальной культуре начинают проявляться восточные влияния (Хедеагер, 2007; Хедеагер, 2011). Примером этого является новый стиль орнаментации, сосредоточенный вокруг животных и оборотничества, истоки которого можно проследить в кочевом контексте степей (Хедеагер, 2007, с. 46; Хедеагер, 2011).

Другим примером являются конные артефакты из центральной части Сконе, которые были ритуально уничтожены и захоронены в соответствии с гуннскими обычаями (Гёрман, 1993, с. 276–277; Хедеагер, 2007, с. 1; 2011, с. 203; Фабек, 2017, с. 46, 55).

Эти культурные явления совпадают с изменением военной организации, с акцентом на конных воинов, что, по мнению Хедеагер (2007, с. 51), в целом должно быть приписано присутствию гуннов в Скандинавии.

Если Хедеагер права, можно ожидать, что у современных скандинавов найдутся свидетельства генного потока с Востока. Более того, для подтверждения гипотезы необходимо, чтобы этот генетический поток был датирован эпохой Великого переселения народов, то есть 375–568 гг. н. э.

Я утверждаю, что такие свидетельства существуют в виде Y-ДНК и аутосомного смешения. Мое утверждение основано на знаниях, полученных в ходе работы в качестве администратора групповых проектов, связанных с FamilyTreeDNA (?wiklak & H?gstr?m, 2024; H?gstr?m, 2024a, 2024 c).

В этой работе я использую геномные данные из современных и древних образцов ДНК в сочетании с радиоуглеродными датировками, оценками TMRCA, археологией и филологией, чтобы доказать, что современное распределение определенных линий Y-ДНК свидетельствует о северной миграции разнородных гуннских контингентов в V веке н. э., которая в конечном итоге достигла южной Швеции, и что эта миграция связана с распространением стиля Сёсдалы.

В генетике человека гаплогруппа Y-ДНК и ее подветви определяются мутациями, известными как однонуклеотидные полиморфизмы (SNP), в нерекомбинирующей ДНК Y-хромосомы. SNP уникальны для определенных патрилинейных ветвей и могут быть использованы для отслеживания миграций людей.

Гунны в Европе в основном принадлежали к подветвям гаплогрупп Y-ДНК Q и R, таким как Q-M25, Q-L330, R-Z93 и R-PH155, которые они унаследовали в основном от своих скифо-сибирских предков через западные группы сюнну.

Западные группы сюнну со временем приобрели значительное восточноевразийское смешение, происходившее, по-видимому, через женщин из восточных групп сюнну, которые, в отличие от западных, в основном имели древнюю северо-восточноазиатскую (ANA) родословную (Jeong et al., 2020; Lee et al., 2023).

Именно эти обогащенные ANA западные группы сюнну позже стали основой гуннов. Некоторые из ведущих кланов гуннов (Mar?ti et al., 2022, VZ-12673) принадлежали к той же ветви R-Z93, что и ранняя скифо-сибирская элита из Аржана (Unterl?nder et al., 2017, I0577; FTDNA, 2024a).

(Дополнение КАФ: Аржанская культура

"Раннесакское курганное захоронение, расположенное в Республике Тыва, Россия, примерно в 60 километрах (40 милях) к северо-западу от Кызыла. Курган находится на высоком плато, через которое протекает река Уюк, один из притоков реки Енисей, примерно в 20 км к юго-западу от города Туран.

Аржанская культура знаменует начало скифского периода (8–7 вв. до н. э.) и предшествует пазырыкской культуре. Останки в Аржане представляют собой одни из самых ранних известных скифских артефактов, что позволяет предположить их роль в возникновении скифского «звериного» художественного стиля. Эта культура является начальным этапом развития сакско-уюкской культуры.

По словам видного казахстанского историка и исследователя ДНК Жаксылыка Сабитова, скифский царь, похороненный в царском кургане Аржан-2, является предком более половины современных кыргызов и принадлежит к Y-хаплогруппе R1a-Z2125. Также из поселения Аржан был опубликован образец ДНК S441, относящийся к скифской культуре VII—VI веков до н.э., который является предком кыргызской ветви.)

Более того, предполагаемый сюннуский чаньюй (DA39), то есть верховный правитель, из Архангай, Монголия, принадлежал к ветви R-Z93, которая сегодня встречается только в Польше и Швеции (Damgaard et al., 2018b; FTDNA, 2024a).

(Дополнение КАФ: Юрий Александрович Зуев: Термин «Кыр-кун». К вопросу об этническом происхождении кыргызов по китайским источникам”

“Одним из народов, происхождение и «тюркизация» которого ставится в прямую связь с движением гуннов на запад, являются древние кыргызы. Эта точка зрения была предложена в своё время А.Н. Бернштамом: «На основании изучения материалов могил типа оглахтинского комплекса можно для Минусинской котловины (для группы так называемых таштыкских погребений) установить следующее:

1) Могилы, судя по тканям, идентичным тканям Ноин-улы, датируемым первыми веками н.э., относятся к периоду владычества в данном районе гуннов, и возможно, сяньбийцев, для которых Минусинская котловина, в древности называвшаяся страною гяньгунь (кыргыз), с населением динлинского происхождения, была их северной границей. Скрещение племён Центральной Азии с динлинами дало первое кыргызское этническое объединение.

2) Племена страны гяньгунь являлись северной частью, гуннского союза и занимались земледелием и пастушеским скотоводством, являвшимся, по всей вероятности, главной формой производства. Через посредство гуннов динлины вела торговлю с Китаем, откуда они получали ткани, зеркала и т.п. в обмен на продукты охоты, скотоводства и рыболовства. Динлины имели довольно развитые производства: керамическое, металлическое и другие.»

В параграфе о древних киргизах. А.Н. Бернштам пишет: «На Енисее, где издавна жили европеоидные по своему физическому типу динлины, в результате смешения динлинов с гуннами и сяньби появилась новая группа племён, известных в китайских источниках под именем гэ-гунь, или цзянь-гунь» (там же; надо: гэ-кунь, цзянь-кунь).

Здесь смешаны хронологически разные явления: 1) поход гуннского шаньюя Чжичжи на запад в середине I в. до н.э.; 2) появление монголоязычных сяньбийцев-сабиров в III в. н.э. и 3) не учтено указание летописи о существовании (а не происхождении!) цзянь-куней-кыргызов в конце III в. до н.э.»

Однако некоторые косвенные данные письменных источников позволяют предполагать тюркоязычность древних кыргызов задолго до походов гуннов (китайское: сюнну!) на запад в середине I в. до н.э.

Так как наиболее древние показания китайских авторов о тюркоязычных племенах относятся к хуням, а также к их потомкам гуннам (сюнну, гунну) и кыркунам-кыргызам (цзянь-кунь), автор данной статьи считает, что некоторый свет на решение вопроса о происхождении кыргызов может пролить анализ терминов сюнну и цзянь-кунь.

В китайско-табгачских документах III-V вв. н.э. неоднократно встречаются упоминания о племенах тугухунь, туюйхунь, кэчжухунь и т.д. — с характерной для всех этих названий последней их частью, графически обозначавшейся, как правило, одним и тем же иероглифом хунь, с его древним чтением ?ўн.

По мнению Л. Базина, форма ?ўн тождественна древнетюркскому множественно-собирательному аффиксу ?ўн, восходящему, в свою очередь, к самостоятельному слову кўн — «женщина-прародительница» — «человеческий коллектив» — «народ».

Этот вывод позволяет ввести указанную форму китайской передачи термина ?ўн (кўн) в ряд древнетюркской социальной терминологии.

Но если этимологией термина кўн устанавливается взаимозависимость понятий женщина — народ, связанный вначале родственными узами, а затем единством этнического происхождения, то это даёт нам право предполагать, что термин кўн мог стать самоназванием какого-либо тюркоязычного племени или рода.

И действительно, в китайских источниках V-X вв. мы находим многочисленные описания племен хунь — ?ўн и кунь-у;его древнее чтение кўн-? — кўн, названия которых вполне сопоставимы как с хунь китайско-табгачских документов, так и с кўн орхонских текстов.

Народная этимология этих и родственных им племён возводит их происхождение к общему предку сюнну — гун-н, известному в источниках фонетического письма под именем ?ўн — гунна.

Впервые форма хунь для обозначения тюркоязычных жителей Монголии встречается в китайских источниках VII-V в. до н.э. По общепринятому мнению, она соответствует распространённому впоследствии (III в. до н.э.) этнониму сюннy-?ўн.

Весьма любопытен краткий контекст, в котором стоит это первое упоминание: «лю-хунь-чжи-жун» — «западные (в китайской ориентации — Ю.З.) иноземцы шести хуней». Из него следует:

1) жители Западного Края, предки гуннов, названы тюркским термином ?ўн (кўн) и 2) они были разделены на шесть частей, каждая из которых носила это же имя.

В настоящее время можно считать установленным подлинное звучание терминов гэ-кунь — кэ[р]-кўн и цзянь-кунь — ки[р]-кўн, т.е. кыркўн, киркўн. Обе формы закономерно расшифровываются из тюркской лексики как «кыр» («кир») — «поле», «степь» и кўн — полевые гунны, степные гунны.

Происхождение этнонима «кыргыз» от «кырк» — «сорок» и «з» — формы множественного числа см. С.Е. Малов. Памятники, стр. 417; Доржи Банзаров. Собрание сочинений, М., 1955, стр. 184. Д. Банзаров неправильно, на наш взгляд,

восстанавливал форму единственного числа «киргиз» из множественной «кэргут»; лучше было бы восстанавливать «кэргун». Множественное же число от «киргиз» неоднократно встречается в «Сокровенном сказании» как «киргисут».

Обе формы закономерно расшифровываются из тюркской лексики как «кыр» («кир») — «поле», «степь» и кўн — полевые гунны, степные гунны. Эта расшифровка подтверждается не только всеми последующими формами китайской передачи термина «кыркун» до VI в., но и данными письменных источников.

Так например, аноним Худуд ал-Алам упоминает о городе Киркун-хана («киргизского хана») к северу от Тянь-Шаня; город под таким же названием и племя хиркунов были известны Рашид-ад-дину.

Название племени кэргутов (множественная форма от кэргун) содержится в монгольском тексте Цаган-байшинской надписи XVII в., причём исследователи (В. Котвич и Г.Е. Грумм-Гржимайло) считают весьма сомнительным его сопоставление с этнонимом киргиз.

Наконец, хорошо известно название реки Хиркун (в Сибири: Киркун, Кыркун), левого притока Бальджира в северной части Монголии в котором можно видеть топонимический след пребывания здесь кыркунов-кыргызов. Всё это позволяет считать вполне реальным как существование самого племени кыркун, так и его сопоставление с цзянь-кунь (кыркун) китайских летописей.

В пользу сближения кыркунов с гуннами можно привести некоторые данные китайских хроник, проливающих свет не только на это тождество, но и на гуннскую проблему вообще. Мы имеем в виду не учтённую до сих пор исследователями хронику III в. н.э. Вэй-лио, сохранившуюся в комментариях к Саньго чжи.

В этом сочинении отмечается существование двух групп кыркунов. Одна из них (гэ-кунь) названа в числе стран, расположенных к северу от страны гуннов (сюнну!), т.е. к северу от Ордоса. В перечне она стоит между динлинами-дили на востоке и синьли-сирами — на западе.

Такая локализация кыркунов совпадает с данными Цянь Ханьшу и Тан хуйяо, определявших местонахождение кыркунов ан [на] верхнем Енисее. Более интересно другое сообщение: «Страна Цзянь-кунь находится на северо-западе от Канцзюй.

Боеспособного войска 30000 человек. Кочуют, следуя за травой; много волков; есть хорошие лошади» - Юрий Александрович Зуев: термин «Кыр-кун». К вопросу об этническом происхождении кыргызов по китайским источникам)

Читайте полную версию этой новаторской исследовательской работы:

https://www.kyrgyzamericanfoundation.org/post/hunvikings

На фотографиях:

1. Курган Аржан 2 (7-6 вв. до н. э., связан с алды-бельской культурой)

2. Акинакский (кинжал) курган Аржан (7-6 вв. до н.э.) Тува.

3. Золотой браслет, Аржан 2, Национальный музей Тувы

4. Судебно-медицинская реконструкция царя и царицы Аржана-2 в погребальных костюмах, обладающими смешанными европеоидными и азиатскими чертами.

5. Потрясающие сокровища, найденные внутри могильника Аржан-2 в Туве. Фото: Вера Сальницкая/The Siberian Times, Константин Чугунов

6. Акинаки, Фото: Вера Сальницкая/The Siberian Times, Константин Чугунов


Источник: www.kyrgyzamericanfoundation.org