Вопрос о том, могло ли лобовое столкновение «Титаника» с айсбергом предотвратить катастрофу, стабильно остается одним из самых обсуждаемых. В общих чертах звучит он так: вахтенному офицеру Мердоку не нужно было отводить носовую часть лайнера от удара, а, игнорируя действующие правила, предписывающие избегать препятствий любыми способами, следовало таранить многотонную ледяную глыбу, надеясь на благополучный исход. Однако на практике ни один высококвалифицированный моряк не поступился бы нормативами судовождения.
Пожалуй, самый яркий пример лобового столкновения с дрейфующим гроулером произошел в 1974 году. Балкер «Ivory Star», дедвейтом около 26 200 тонн, со сварным корпусом, оснащенный двойным бортом и усиленным двойным дном, проходил через пролив Белл-Айл — опасный район с множеством айсбергов и гроулеров, который находится между Ньюфаундлендом и полуостровом Лабрадор, несколько севернее места крушения «Титаника». Этот регион известен плотными туманами, снежными бурями и множеством дрейфующих обломков льда, которые при таких погодных условиях чрезвычайно сложно заметить.
В июле 1974 года балкер на полной скорости форштевнем протаранил острую ледяную глыбу. Скорость балкеров обычно составляет всего 12–16 узлов, но лобовое столкновение с небольшим айсбергом привело к серьезным повреждениям. Судно потеряло носовую часть до бортовых якорей, но своим ходом смогло добраться до Галифакса для ремонта. Опираясь на опыт лобового столкновения «Ivory Star» с дрейфующим гроулером весом 10–20 тонн, можно предположить плачевные последствия столкновения с настоящим айсбергом, вершина которого составляет лишь 10% его общей массы.
Представим себе пассажирский лайнер водоизмещением около 50 000 тонн, который на скорости 45 км/ч врезается в ледяную глыбу массой миллионы тонн. После удара произойдет деформация корпуса с возможным отказом механизмов закрытия водонепроницаемых дверей. Шансы сохранить плавучесть после столкновения на полном ходу минимальны.