Мыс Горн — крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположенная на острове Горн.
Под мысом Горн часто понимают южную оконечность Южной Америки.
Мыс Горн расположен в проливе Дрейка, разделяющем Южную Америку и Антарктиду.
Климат на мысе ровный — температура в течение года колеблется от ?2 °C до +14 °C. Погода в основном ветреная и пасмурная.
На мысе расположен знаменитый маяк...
Вот ещё что пишут о мысе Горн:
Факт №1. Здесь ужасный климат
Не зря климат в районе мыса Горн называют худшим в мире. 300 дней в году здесь идет дождь и дует сильный ветер. Собственно, в этом ветре и заключается главная причина негостеприимности этого места. Средняя скорость – 43 метра в секунду. Такой напор запросто может сбить с ног взрослого человека. Дует ветер всегда строго в одном направлении – с запада на восток. Дело в том, что на этой широте ветер постоянно совершает "кругосветное путешествие" по поверхности океана. И так получилось, что на всем его пути нет никаких препятствий. И только в одном месте возникает относительно узкий пролив – пролив Дрейка. Вот ветер и беснуется, вынужденный миновать ограниченное пространство.
Мрачный мыс Горн/ © travely-family.com
Кроме ветра на самом мысе Горн постоянно идут дожди, а на море – сильные штормы. Нередки здесь и густые туманы, а солнце на небе появляется настолько редко, что живущие тут люди не видят его месяцами.
Факт №2. Его называют "морским Эверестом"
За 400 лет, что прошло со время открытия мыса Горн вблизи него погибло около 15 тысяч моряков. и потерпело крушение свыше тысячи судов. Постоянный шторм, сильный ветер, подводные течения и сложный рельеф дна превратили мыс Горн в кладбище кораблей.
Успешно миновать мыс для моряка означало признание его мастерства и уважение коллег. Сложилась даже особая традиция. После первого удачного прохода Горна моряк имел право носить в ухе медную серьгу, после второго – серебряную, и третей была золотая серьга. Эта традиция, кстати, существует и в наши дни.
Факт №3. Его открывали в несколько этапов
Первым до этих мест добрался Фернан Магеллан в ходе своего кругосветного путешествия. Только вот прошел он немного севернее мыса Горн, ближе к материковой части Южной Америки, так что можно считать, что Магеллан немного не доплыл до Горна.
Немногочисленные деревья на острове изогнуты постоянным ветром, дующим с запада на восток/ © shutterstock.com
В 1578 году этим путем отправился другой путешественник – адмирал Фрэнсис Дрейк. Ему первому и пришлось сполна хлебнуть ужасов этого неприветливого места. Характерно, что Дрейк хотел проплыть путем Магеллана по более спокойному Магелланову проливу, но ошибся в расчетах и прямиком влетел в ревущую преисподнюю мыса Горн. Из всех кораблей Дрейка прошел это место и выбрался на спокойную воду только корабль самого адмирала. Остальные все погибли и разбились о скалы. С тех пор пролив, соединяющий южные части Тихого и Атлантического океанов и зовется проливом Дрейка.
И полноценно открыли мыс Горн и дали ему название только в 1616 году голландские мореплаватели. Обогнув безымянный остров, они назвали его в честь родного города капитана – Хорн (по-русски Горн).
Факт №4. Здесь родина легенды о "Летучем голландце"
Долгое время голландский шкипер Ван дер Декен не мог обогнуть мыс Горн из-за ужасной погоды. Обозленный мореплаватель как-то в сердцах воскликнул, что он обогнет это проклятое место даже если ему придется плыть до второго пришествия.
По легенде с неба в тот же момент раздался голос: "Да будет так – плыви" и с тех пор корабль Ван дер Декена до сих пор пытается обогнуть злосчастный мыс, почти превратившись в призрак. Говорят, "Летучий голландец" встречают многие капитаны, что отважатся проплыть этим маршрутом.
Факт №5. На мысе живут люди
Скромненький маяк мыса Горн/ © Jens Bludau, commons.wikimedia.org
Очень давно тут жили индейцы яганы – настоящие морские кочевники. Но постепенно то ли от вмешательство европейской цивилизации, то ли от ухудшающегося климата, но они постепенно все вымерли. С тех пор на острове Горн никто не рисковал селиться. Только в 1962 году здесь был построен маяк, который с незначительными изменениями дожил до наших дней.
Кроме маяка тут же находится небольшая чилийская метеостанция. Обслуживающий персонал – два человека. В прошлом году здесь проживала семья отставного чилийского военного с детьми. Глава семьи смотрел за маяком, а его супруга вела журнал учета погоды. Проживание людей на мысе Горн нельзя назвать постоянным. Это командировка и длится она один год. Кроме них на острове Горн нет ни одной живой души.
Факт №6. Памятники мыса Горн
В память о моряках и капитанах, которые погибли у негостеприимных скал в 1992 году на мысе Горн установили огромный памятник в виде парящего альбатроса. По верованиям моряков души погибших экипажей превращаются в альбатросов, которые часто кричат во время полета, пролетая над вздыбленными волнами.
Высота памятника свыше 7 метров/ © istockphoto.com
Отличился здесь и наш вездесущий Федор Конюхов. В 2010 году группа яхтсменов под руководством Конюхова высадилась на острове и установила на земле православный крест.
Факт №7. Это место и сейчас избегают корабли
Главным образом потому, что существует путь короче, безопаснее и проще. Это Панамский канал. Мимо мыса Горн проходят лишь крупные танкеры и другие гигантские суда, размеры которых не позволяют пройти по Панамскому каналу или Магелланову проливу.
Ну и конечно любят это место туристы. Некоторые круизные лайнеры специально проплывают по проливу Дрейка на радость многочисленным экстремалам, которые на собственной шкуре хотят почувствовать силу ветра и вкус морских брызг на губах. Примечательно, что всем туристам, прошедшим мыс Горн выдаются даже специальные сертификаты.
Факт №8. Мысу посвящено много произведений литературы
Самое известное – это "Кораблекрушение "Джонатана" Жюля Верна. В 1971 году по мотивам романа был снят художественный фильм "Опасный свет на краю земли". Фильм хоть и старый, но интересный. Посмотрите, если не видели.
Точнее всего описал мыс Горн французский писатель Жорж Блон в книге "Великий час океанов":
"Обогнуть мыс Горн с запада на восток менее сложно, чем в обратном направлении, потому что всегда, особенно зимой, дуют попутные ветры, но они гонят нас пинками в зад и дубинками по шее, поливая к тому же тоннами ледяной воды. Несколько часов сумрачного дня со свинцовыми тучами, скрывающими горизонт, а потом бесконечная ночь, когда столбик термометра падает до пятнадцати-двадцати градусов ниже нуля".
(В написании статьи использовались материалы с сайтов: dergachev-va.livejournal.com; ru.wikipedia.org; vologda.kp.ru; proboating.ru)