Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Убинас, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Эрта Але, Этна

2024-06-06 12:54

Почему наши предки стали ходить на двух ногах?

Тектонический разлом

Почему наши предки стали ходить на двух ногах? Ну вы представляете, сколько копий сломано об эту тему. Каких только экзотических гипотез не изобретали.

Почему столько споров? Потому что переход к двуногости, как ни крути, один из ключевых, поворотных моментов в нашей эволюции. Предки выпрямились, а значит, поменялось всё: пропорции тела, строение таза, коленных суставов, позвоночника и стоп; изменилось положение органов, улучшился обзор, освободились руки для трудовой деятельности и жестикуляции.

Что там ещё? Человек смог подолгу бегать, приобрел более эффективную терморегуляцию, а значит занял нишу дневного хищника и так далее.

Самые ранние гоминины с признаками прямохождения – сахелантроп в Чаде и оррорин в Кении – жили 6-7 миллионов лет назад. Около 4 млн лет назад на востоке и юге Африки появляются уже полностью двуногие австралопитеки.

Для объяснения, почему же это произошло с нашими предками, предлагали самые разные концепции: изменение питания, половой отбор, труд, материнская забота, полуводный образ жизни; необходимость устрашать конкурентов.

Впечатляют громкие названия гипотез: секс в обмен на пищу.

Тем не менее, по-прежнему наиболее обоснованной остаётся классика - саванная концепция, согласно которой изменение климата привело к исчезновению африканских лесов. На юге и востоке Африки распространились саванны, а предки людей были вынуждены слезать с деревьев и осваивать новые экологические ниши.

Соответственно, нужно носить пищу и детенышей в руках; нужно выпрямляться, чтобы дальше видеть в высокой траве; при вертикальной позе уменьшается нагрев со стороны солнца – актуально на открытом пространстве. Появляются другие источники пищи, типа злаков или падали.

Ну а если пойти еще дальше: в чем причины перестройки африканской экосистемы, побудившей наших предков встать на ноги?

Авторы новой публикации в журнале "Frontiers in Environmental Archaeology" обращают внимание: время распространения саванн совпадает с моментом, когда во всем мире за короткий срок произошли крупные тектонические события. Их связывают с внезапным изменением направления движения Тихоокеанской плиты.

Ну, вы помните, что земная кора сложена из литосферных плит, они бывают континентальные и океанические. Плиты движутся, сталкиваются, а на их границах происходит всякая сейсмическая и вулканическая активность. Тихоокеанская плита – крупнейшая океаническая плита, занимающая 32% поверхности Земли, и вот 6 млн лет назад она внезапно поменяла направление.

Авторы статьи используют термин «пульсирующая тектоника». И они полагают, что именно это явление стало движущим механизмом, быстро изменившим среду, в которой жили ранние гоминины.

Мы знаем, что за историю нашей планеты тектонические и вулканические процессы радикально меняли поверхность Земли: формировали горы и саванны, открывали и закрывали моря, приводили к перестройке климата. Вот и на этот раз речь идет о такой грандиозной перестройке лица нашей планеты.

В течение миллионов лет Тихоокеанская плита постепенно погружалась под так называемую Меланезийскую дугу длиной 3000 км (это называется субдукция). Однако в какой-то момент к зоне субдукции приблизилось плато Онтонг-Ява, крупнейшее океаническое плато в юго-западной части Тихоокеанской плиты. Это утолщение в океанической коре, видимо, стало помехой опусканию плиты в мантию Земли.

В результате субдукция застопорилась на сотни тысяч лет а направление движения Тихоокеанской плиты изменилось градусов на 10.

Как говорится, вот это поворот! Поворот направления движения вызвал тектоническую “ударную волну”. В переносном конечно смысле, не как в фильме “Послезавтра”. Речь об изменениях, быстрых по геологическим меркам, т.е. в масштабе сотен тысяч лет.

Вот эта “волна” вызвала десятки событий по всему миру. Эти масштабные события пришлись на переход между миоценом и плиоценом. Среди самых известных - отделение Средиземного моря от Атлантики: два пролива, соединявшие море с океаном, закрылись. В результате - почти полное пересыхание Средиземного моря 6 млн лет назад.

Эта катастрофа получила название МессИнского кризиса солёности. По геологическим данным, море за несколько тысяч лет буквально испарилось, на его дне образовались солончаки. Спустя сотни тысяч лет один из проливов опять открылся из-за поднятия уровня воды в Мировом океане, и море снова наполнилось водой. О кризисе солености геологи знают по мощному слою соли, обнаруженному в результате бурения морского дна.

В то же время опускалось Каспийское море, возник Кипр, быстро росло Тибетское нагорье. В Африке же тектонические возмущения привели к тому, что равнины, покрытые лесами, превратились в гористый ландшафт. В нем быстро появлялись и исчезали большие озёра и рифтовые долины, менялась и растительность. Местами от лесов остались редкие кустики посреди пустыни.

Исследователи полагают, что эта перестройка ландшафта тоже была частью событий по всему миру, связанных с изменением направления движения Тихоокеанской плиты.

Ускорилось образование крупнейшего разлома в земной коре, Восточно-Африканского рифта на территории Эфиопии, Кении и Танзании. Недавно образовавшиеся рифтовые долины были окружены действующими вулканами. Анализ отложений показывает, на территории Эфиопии ранние гоминины жили вблизи вулканов и рифтовых озер.

Вы наверное знаете, что как раз в это время, при переходе от миоцена к плиоцену, началось то, что в итоге закончилось ледниковым периодом. Теплые условия на планете быстро сменились климатом, близким к современному. В растущие ледовые шапки на полюсах уходила влага, а значит климат по всей планете становился более засушливым. Поднявшиеся на востоке Африки горы не позволяли влажному воздуху из Индийского океана проходить над континентом, что привело к еще большей засухе.

Коснулось это и североафриканской Сахары – территории, которая была в миоцене зеленой зоной, но быстро превратилась в безжизненную пустыню. Где-то на её севере, где леса быстро замещались открытыми пространствами, предкам Сахелантропа пришлось очень быстро менять свой образ жизни, чтобы выжить.

Африканские человекообразные разделились: реликты, оставшиеся в лесу, стали предками современных шимпанзе и горилл. В саванну ушли группы неприкаянных отщепенцев, будущие хозяева мира.

Некоторые исследователи связывали климатические коллизии – похолодание и засуху - с падением содержания СО2 в атмосфере. Однако другие винят в этом перестройку поверхности Земли – поднятие гор, высыхание морей, то есть снова причина в тектонике.

В Восточной Африке развитие рифта, сопровождавшееся ростом гор и возникновением озёр, достигло максимума около 4 млн лет назад. Удивительное совпадение – как раз тогда появились австралопитеки: афарский на Востоке, африканус на Юге. А дальше - максимум засухи 2 млн лет назад, появление Homo, расселение по миру, цивилизация…

Авторы новой статьи утверждают, что впервые связали региональные изменения в Африке и появление прямохождения с тектоническими событиями в Тихом океане.

То есть, получается, если бы Тихоокеанская плита не уперлась, всё пошло бы по-другому и нас с вами не было бы?

Кстати, геолог Павел Селиванов, прочитав эту статью, сообщил мне, что авторы новой публикации довольно вольно обращаются с терминологией. В их тексте чётко говорится о повороте на 10 градусов самой Тихоокеанской плиты. Это утверждение пересказали и популярные издания.На самом деле, речь идет не о повороте огромного куска земной коры, а о том, что изменилось направление его движения.

Повернулся вектор скорости. Разница, надеюсь, ясна. Поворот самой плиты за такой короткий срок как 100 тысяч лет вызвал бы, вероятно, настоящий мини-апокалипсис на радость катастрофистам.