Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Убинас, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Эрта Але, Этна

2024-05-27 14:26

Болезни каменного века: гонорея, энтериты и бубонная чума

археологические раскопки 2021

В существовании профессиональных заболеваний никто не сомневается. Работники умственного труда чаще подвержены недугам, вызванным гиподинамией, тяжелый физический труд приводит к проблемам с суставами и нередко травмоопасен, ночные смены вызывают расстройства сна. С этим явлением человечество познакомилось не в прошлом веке и даже не в античности. На заре цивилизации при переходе от охоты и собирательства к сельскому хозяйству люди узнали, что помимо более-менее стабильного наличия пищи, оседлость создаст и новые проблемы со здоровьем. Бытует мнение, что в первых поселениях свирепствовали инфекции в то время, как охотники-собиратели, жившие на лоне природы, крайне редко сталкивались с заразой. Насколько отличалась ситуация у первых земледельцев и скотоводов от того, как жилось их полагавшимся на милость природы собратьям? Это взялась выяснить интернациональная команда ученых из Швеции, Норвегии и Турции. Результаты исследований представлены в журнале Nature.

Предметом исследования стали останки 38 скандинавов, живших в мезолите и неолите. 25 индивидов вели образ жизни охотников-собирателей, а 13 представляли первые аграрные общины. Период, интересовавший ученых, соответствовал приблизительно 6 тыс. лет до нашей эры. Генетический анализ останков показал, что идею осесть и обзавестись хозяйством в Северную Европу принесли из Анатолии. Археологические находки позволяют утверждать, что аборигены, не променявшие вольное житье предков на отбивную и кружку молока, поддерживали с инакомыслящим дружеские отношения.

В 2019 году The Royal Socienty опубликовало результаты исследований генетики людей, принадлежавших к так называемой культуре боевых топоров, живших на территории нынешних Швеции, Норвегии и Финляндии. Многообразие их происхождения поражает, если хочется представить внешность этих людей, обратите внимание на жителей мегаполиса. Кстати, некоторые из них уже обладали мутацией, позволявшей расщеплять лактозу во взрослом возрасте, то есть без последствий для здоровья пить молоко. Необычные гены и новые способы добычи питания принесли искатели приключений из Причерноморья и Восточной Европы. Это были преимущественно молодые парни-скотоводы. Северяне были не против союзов своих дочерей с пришельцами.

Как же выяснить, чем болели жители Скандинавии много тысячелетий назад? В качестве источника информации о патогенах были использованы их зубы. Пульпа снабжается кровью и все, принесенное ею, будет храниться под защитой дентина и эмали. В поисках следов инфекции ученые выявили в материале посторонние фрагменты ДНК и сравнили их с геномами возбудителей заболеваний из базы данных NCBI. В результате проделанной работы были получены данные только по бактериям. Не исключено, что покойные страдали от вирусных заболеваний и микозов, однако, пока что подтверждений тому нет.

Особое внимание было уделено тому, являются ли идентифицированные бактерии неолитическими, или мы имеем дело с более поздним загрязнением образцов. Так оценка геномов Clostridium botulinum и tetani исключила вероятность того, что кого-либо из древних людей погубил столбняк или ботулизм. Маркеры этих бактерий присутствуют во всех образцах, но попали туда из почвы.

Какие же заболевания этих людей подтвердились? Судя по всему, организмы охотников-собирателей стали домом для бактерий Neisseria gonorrhoeae (гонококк) и Neisseria meningitides (менингоккок). Получить гонорею и менингит можно только при очень близком и продолжительном контакте с больными сородичами. Гонококк приводит к бесплодию и иногда становится причиной сепсиса. Менингококковая же инфекция непременно доберется до оболочек мозга или будет разнесена по жизненно важным органам, выводя их из строя. Мы можем защититься от нее вакциной, а заболевшие – получить антибиотикотерапию, но для наших предков инвазия Neisseria meningitides означала гибель после продолжительных страданий.

Можно было бы еще огорошить публику фактом ужасного состояния зубов охотников-собирателей, но ученые не спешат с выводами. Rothia dentocariosa, присутствовавшая в останках в виде фрагментов ДНК, является условно патогенной и может встречаться в микробиоме ротовой полости обладателей голливудских улыбок. О каком-то ужасном состоянии зубного ряда у охотников-собирателей в статье не говорится. Возможно, образ добычи пропитания в неолите существенного влияния на здоровье полости рта не оказывал.

У тех, кто вел оседлый образ жизни, эпидемиологическая ситуация была не лучше. Двое первых фермеров были заражены сальмонеллой. Вероятно, встреча с Salmonella enterica произошла в процессе разделки скота, а то и вместе с молоком. Смелую гипотезу не стоит рассматривать как доказанный факт – первые земледельцы и скотоводы не отказывались от даров природы. К заражению могла привести находка гнезда с яйцами, сырое содержимое которых счастливчики проглотили на месте. Сейчас ведутся исследования скелета ребенка из того же погребения. Вряд ли кто-то принес ему скромную добычу. Если он тоже болел и скончался от сальмонеллеза, рассадником бактерии должно быть домашнее хозяйство.

Погребенный в дольмене человек был инфицирован Yersinia enterocolitia. Заражение иерсиниозом происходит при контакте с больными животными и сырыми продуктами животноводства, либо, изредка, при близком общении со страдающим от диареи соплеменником. Переносчиками заразы могут быть и дикие представители фауны, включая грызунов, потому ученые не связывают этот патоген только с первыми скотоводами. Особенность этой бактерии – ее способность выживать в прохладной воде. Водоем, которым пользовались хозяева больной скотины, превращался в источник заразы для всех желающих искупаться и попить, конечно же, некипяченой водички.

Останки одной из женщин содержали ДНК Yersinia pestis. Находка сразу стала сенсацией – это один из самых ранних доказанных случаев чумы в неолите. Жертва болезни жила 4900 лет назад, и возбудитель Черной смерти тогда был особенным. Специфике бактерии, косившей наших предков в бронзовом веке, посвящена статья в Cell за октябрь 2015 года. Ученые Центра анализа биологических последовательностей Датского технического университета проанализировали древнейшие фрагменты ДНК Yersinia pestis, извлеченные из зубов жертв болезни. Судя по особенностям генома бактерии, люди неолита болели бубонной чумой.

Временной рубеж 5000-6000 лет назад, к которому и относится погребение жертвы чумы, именуют упадком неолита – численность населения Европы сократилась, а поселения были покинуты. Могилы у брошенных стойбищ содержат следы Yersinia pestis, и ученые думают, что причиной бед стала первая фиксируемая эпидемия. Полагают, что к моменту, о котором идет речь, массовые миграции завершились. Поселения земледельцев и скотоводов привлекали грызунов, которые передавали инфекцию людям и их домашним животным через укусы. За пределы стойбищ Yersinia pestis выходила вместе с зараженной скотиной – предметом обмена с соседями, подарками дружественным группам фермеров или охотников-собирателей.

Авторы статьи в Nature отмечают необычный характер погребения женщины, болевшей чумой. Ее хоронили поспешно, и вскоре после этого поселение было покинуто. Никаких сведений о скотомогильнике рядом нет, так что инфицированных животных люди забрали с собой, чтобы было чем питаться и расплачиваться за гостеприимство со встреченными на пути группами. Черная смерть продолжила шествие по Скандинавии, доказывая, что в суровом неолите дружелюбие представляло не меньшую опасность, чем вражда.