Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Убинас, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Эрта Але, Этна

2024-05-21 14:22

Планета Венера

Хотя мы часто называем Венеру "сестрой" или "близнецом" Земли из-за их схожести по размеру, массе и составу, две планеты мало в чем схожи в остальном. На Венере невыносимо высокие температуры поверхности около 464 °C (867 °F), невероятно высокое давление на поверхности и атмосфера, содержащая более 96% углекислого газа. Хотя Земля и её горячий сосед почти ничего не имеют общего кроме размера, исследователи из Брауновского университета обнаружили одну особенность, которой могли обладать их поверхности давным-давно. Опубликованные в журнале Nature Astronomy результаты исследования предполагают, что Венера могла когда-то иметь активную тектонику плит, подобную нашей родной планете.Тектоника плит является важной частью жизни на Земле. Движение больших плит земной коры отвечает за формирование гор, вулканов и континентов, а также за обновление коры за счет образования новой коры на срединно-океанических хребтах и поглощение старой коры на сходящихся границах плит. Тектоника плит управляет геологическим циклом нашей планеты; это бесконечное преобразование Земли через физические и химические изменения её поверхности.

Активная тектоника плит также была важна для развития жизни на Земле, создавая стабильные условия. Оказывается, что создание и разрушение земной коры через тектонику плит и геологический цикл в свою очередь влияют на углеродный цикл нашей планеты. На протяжении миллионов лет тектоника плит помогает регулировать углеродный цикл, высвобождая углерод в атмосферу при создании коры вдоль срединно-океанических хребтов и унося углерод из старой коры в мантию для переработки.

Считается, что способность тектоники перемещать огромные количества углерода из одной земной системы в другую позволила снизить и стабилизировать количество углекислого газа в атмосфере, создав долгосрочные стабильные условия, которые позволили жизни процветать. Это предотвратило на Земле парниковый эффект, который мы видим на Венере, где высокая концентрация углекислого газа в атмосфере удерживает слишком много тепла от Солнца.

До недавнего времени ученые считали, что экстремальные температуры Венеры являются результатом её атмосферного состава и стагнационной конвекции, что означает, что вся планета имеет одну единую поверхностную плиту. Модель стагнационной крышки использовалась для описания текущих условий как на Венере, так и на Марсе, поскольку ни одна из планет не имеет активно движущихся плит, как Земля. Поскольку никакое движение плит не создает или не поглощает материал земной коры, единственный перенос тепла между мантией и корой происходит через конвекцию.

Различия между Венерой и Марсом заставили исследователей задуматься, как Венера оказалась с таким большим количеством углекислого газа и азота в своей атмосфере. Новая работа исследователей из Брауновского университета предполагает, что на Венере могла быть тектоника плит примерно 4,5-3,5 миллиарда лет назад, вскоре после формирования планет. Количество движения плит на Венере было бы ограничено количеством плит на её поверхности в то время. Тектоника плит на Венере также происходила одновременно с Землей, что означает, что две планеты могли быть более схожи на ранних этапах своего формирования.