Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Убинас, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Эрта Але, Этна

2024-04-01 12:30

Гигантские трещины рвут континенты на части - Северная Америка, Африка, Евразия

землетрясение

Гигантские трещины рвут континенты на части - Северная Америка, Африка, Евразия. Что дальше и чем всё вызвано?

В последние несколько десятилетий всё чаще появляются доказательства того, что по неизвестной причине земная кора приходит в движение. И свидетельствуют об этом не данные сверхчувствительных приборов, не их глубокий анализ на протяжении нескольких месяцев. А многокилометровые трещины в земле, запечатлённые многочисленными очевидцами. Прогнозы учёных также неутешительны: они не оставляют сомнений в том, что скоро облик Земли изменится до неузнаваемости. Но всё же беспокоит специалистов вовсе не это.

Мир не будет прежним.

Многокилометровые трещины на стыках литосферных плит множатся по всему миру. Такие зафиксированы сразу в 4 американских Штатах, на Востоке Африки, в Турции и даже в Краснодарском крае. Причина их стремительного распространения до конца непонятна, а между тем процесс приобрел за последние годы пугающую силу.

Если вспомнить произошедшее в феврале 2023 года разрушительное землетрясение в Турции, то оно, кроме сотни афтершоков, простирающихся более чем на 300 километров вдоль зоны разлома, спровоцировало множественные сейсмические явления более низкой интенсивности по всему миру.

«После землетрясения в Турции подземные толчки ощутили жители в разных точках планеты. В частности, Камчатский филиал Геофизической службы РАН во вторник зафиксировал подземный толчок магнитудой 5,8 в Тихом океане.

<...> в северо-западной части штата Нью-Йорк зафиксировали самое сильное землетрясение за последние 40 лет. Согласно данным Геологической службы США.

<...>Китайский сейсмологический центр сообщил в понедельник, что зарегистрировал землетрясение магнитудой 5,1 в восточной части острова Тайвань», — писал РБК через день после турецкого землетрясения.

Позднее, 14 марта, была зафиксирована сейсмическая активность на западе Аргентины (магнитуда 5,9), в Папуа – Новой Гвинее (6,3), у побережья Чили (5,5), недалеко от Греции (5,4).

Однако это не самое страшное. Высвобождение колоссальной энергии Анатолийской плитой, на которой располагается Турция, вызвало серьёзную тревогу у вулканологов:

«…мы можем вскоре наблюдать извержения в Новой Гвинее, Индонезии, на аргентинской и чилийской Огненной земле, на острове Тонго и на Антильских островах в Карибском море. Резкая активизация вулканов на Камчатке также напрямую связана с произошедшим мощным тектоническим сдвигом. Из-за него образовались новые каналы, прорехи, через которые раскаленная магма пошла наверх», — говорит вулканолог Иван Махоткин.

Исследователи ожидают, что в ближайшие годы огненное кольцо Земли запылает с невиданной мощью. Ещё большую угрозу в этом свете представляет возможность возникновения цунами, которые часто сопровождают подводные толчки и извержения. А проявление сейсмической активности на разломах, которые длительное время о себе не напоминали, заставляет задуматься о том, что это не просто случайность. О каких именно разломах, спросите вы? Далее расскажем.

Секрет Геологической службы США?

Жители Техаса, Аризоны, Калифорнии и других регионов западной части США из года в год становятся свидетелями странных огромных трещин, раскалывающих землю. Впервые такие были обнаружены в далёком 2002 году, тогда событиям не придали огласки. В 2023 году даже Times ссылается на то, что власти Аризоны знают о проблеме, но реагировать на неё не спешат:

«За последние месяцы только в южной части Аризоны геодезисты обнаружили десятки глубоких трещин общей протяжённостью около 272 километра. С каждым днем таких разломов становится все больше, а их общее количество по всей территории США по сей день неизвестно», — пишет Hi-tech

В то же время эти трещины разрушают экосистемы и объекты инфраструктуры. Если на пути зоны трещинообразования окажется здание, то не избежать и человеческих жертв. И тем не менее Геологическая служба США настаивает на том, что это происходит из-за проседания почвы, которое спровоцировано чрезмерно активной добычей подземных вод.

Но единственная ли это причина? Ведь известно, что в 500 километрах от этих трещин начинается чрезвычайно активный тектонический разлом.

Мексиканский разлом

Не так давно огромные трещины — шириной до 3 метров и глубиной до 1,5 метров появились и на обширной территории Мексики. Но в этом случае геологи уже предупреждают, что они возникли на южной окраине разлома Сан-Андреас, который находится в Калифорнии. Здесь расположен разлом между Североамериканской и Тихоокеанской плитой — одна из самых активных зон смещения в мире.

На тихоокеанском побережье США уже происходили мощные землетрясения, причиной которых послужил этот стык литосферных плит. Так, в результате землетрясение магнитудой 7.1 в Калифорнии в 1989 г. Тихоокеанская плита сдвинулась на 2 м к северо-западу и наехала на 1 м на Североамериканскую. Куда более разрушительный инцидент (магнитудой 7.9) здесь произошёл в 1906 году.

Разлом начинается в 160 км от Сан-Франциско и тянется в юго-восточном направлении — к калифорнийскому заливу, проходит прямо под Сан-Франциско и в 40 км к северу от Лос-Анджелеса. В зоне непосредственной опасности проживают более 10 млн человек. Но это не единственный источник угрозы.

Многочисленные трещины в земной коре образуют в регионе густую сеть геологических образований. А распространение трещин стало поводом для возобновления дискуссий о расширении зоны разлома Сан-Андреас и последующих более катастрофических явлений.

«Калифорния почти наверняка будет разрушена в результате сильного землетрясения, которое произойдет еще до 2037 года, считают ученые. Согласно расчетам, в течение ближайших 30 лет существует вероятность на 99,7%, что землетрясение магнитудой в 6,7 балла разрушит западное побережье США», — пишет SB News со ссылкой на Неда Филда, геофизика Геологической службы в Пасадене.

Ученых беспокоит южная часть печально известного разлома, которая очень давно не проявляла активности, а значит накопила значительные напряжения. То же самое произошло и в Турции (февраль 2023 года). Только тут уже горизонтальное смещение достигло 3 метров, а вертикальное — 6. Но и в этом случае насторожило учёных другое.

Движение тектонических плит вдоль линий разлома спутники зафиксировали даже после землетрясения. Специалисты уже давно не могут понять причину хождения тектонических плит параллельно линии разлома, потому как такого не должно быть. И тут сейсмологами обнаружен весьма любопытный объект.

Прослушав, как сквозь Землю проходят ударные волны землетрясений, они выявили удивительный феномен: внутри нашей планеты находятся две загадочные структуры исполинских размеров, чуть более плотные, чем окружающая их мантия, вдоль которых распространяются сейсмические волны.