Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Майон, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Убинас, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2024-01-28 12:25

Эксперимент с аминокислотами показал, что жизнь на Венере возможна

Планета Венера

Искать следы жизни на раскаленной поверхности Венеры едва ли осмысленно, но в верхних слоях атмосферы, на высоте 50 км и выше, температура и давление становятся вполне комфортными. Если бы не одно, но — облака этой планеты состоят из серной кислоты. В преддверии первой частной миссии на Венеру астробиологи смоделировали условия кислотных облаков, чтобы повысить шансы обнаружить в атмосфере планеты признаки органической жизни. Оказалось, что 19 из 20 протестированных аминокислот могут стабильно существовать в условиях венерианской атмосферы.

Исследователи из MIT воспроизвели условия венерианской атмосферы и проверили 20 биогенных аминокислот на реакцию с концентрированной серной кислотой. Через четыре недели они выяснили, что 11 из 20 аминокислот демонстрируют устойчивость к концентрации серной кислоты, еще восемь проявили устойчивость только после дополнительных изменений, сообщает Universe Today. В условиях эволюции на Венере они вполне могли бы такие изменения самостоятельно сформировать.

Произведенные учеными изменения сохранялись в боковой цепочке аминокислот, в которой отражаются ее отличительные химические особенности. Помимо того, что исследование показало способность аминокислот оставаться устойчивыми в условиях концентрированной серной кислоты, оно указывает, что жизнь на Венере — если она существует на этой планете — могла зародиться именно в атмосфере, на высоте около 50 км над поверхностью.

В прошлом году та же команда ученых опубликовала статью о возможности существования в серных облаках нуклеиновых кислот, и ответ на этот вопрос тоже был положительным. По мнению руководителя научной группы Сары Сигер, биохимия жизни на Земле состоит из четырех различных категорий: оснований нуклеиновых кислот, аминокислот, жирных кислот и углеводов. Углеводы не стабильны, но все остальные классы молекул ученые планомерно изучают.

Эти и другие исследования, посвященные атмосфере Венеры, необходимы для того, чтобы разработать оптимальный инструмент для анализа проб аэрозолей на потенциальные биогенные маркеры. Инструмент — автофлуоресцентный нефелометр — в создании которого принимает участие доктор Сигер, может отправиться на Венеру в январе 2025 года на аппарате «Фотон». Полет может стать первой частной миссией на эту планету. За ее проведение взялась компания Rocket Lab.

Изучают сверхкислую атмосферу Венеры и немцы. В прошлом году они обнаружили в ней прямые признаки атомарного кислорода при дневном свете. Атомарный кислород уже находили на ночной стороне Венеры. Однако обнаружение его на дневной стороне дает новое понимание о динамике венерианской атмосферы и циркуляционных процессах в ней.

Источник: hightech.plus