Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Майон, Мауна-Лоа, Мутновский, Толбачик, Убинас, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2023-11-29 23:39

Ядовитый ветер перемен: динозавры вымерли бы и без астероида

Западных палеонтологов одолевают сомнения в справедливости импактной гипотезы вымирания динозавров. Вслед за советскими учеными полувековой давности они начинают подозревать, что динозавровые экосистемы уверенно шли к своему концу задолго до падения астероида в юкатанский кратер Чиксулуб.

Изучив химические особенности лавы, образующей декканские траппы, международная группа исследователей пришла к выводу, что экологическая роль вулканизма на границе мела и палеогена существенно недооценена.

«Наши данные свидетельствуют о том, что дегазация вулканической серы в результате этой активности могла вызвать повторяющиеся кратковременные глобальные понижения температуры, вызывая стресс у экосистем задолго до того, как воздействие болида нанесло свой окончательный удар в конце мелового периода», – пишут ученые в своей статье.

Теперь поясним, что имеется в виду. Значительная часть Индостанского полуострова покрыта лавой, излившейся на поверхность примерно 65 млн лет назад. Толщина лавового слоя местами достигает двух километров, а общая площадь, которую она занимает – 500 тысяч квадратных километров. Это кусок земли размером примерно с Францию.

С самого момента открытия этой лавовой страны геологи пытаются представить, как повлиял на нашу планету столь чудовищный вулканизм. Новая статья вносит некоторые подробности в этот вопрос.

Исходя из последних данных, только сернистые выбросы могли понизить температуру атмосферы в глобальном масштабе на 10 градусов Цельсия. Для теплолюбивых динозавров это было равносильно Ледниковому периоду.

Вишенкой на торте смертельного вулканизма были содержащиеся в лавах фтор, ртуть и другие столь же полезные для здоровья примеси, постепенно мигрирующие в атмосферу и гидросферу.

В общем, все говорит о том, что упавший на Землю Чиксулубский метеорит просто добил замерзших, ослабленных и отравленных вулканическими газами динозавров.

Статья Recurring volcanic winters during the latest Cretaceous: Sulfur and fluorine budgets of Deccan Traps lava опубликована в журнале Science Advances