Авачинский, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Майон, Мауна-Лоа, Мерапи, Невадо-дель-Руис, Толбачик, Турриальба, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2023-05-28 18:51

Первая русская экзопланета

Раз у нас так совпало, что сегодня мы пишем только про российские космические исследования, то поведуем вам об открытии в 2017 г первой российской экзопланеты САО 107561 b (HD 208897 b, HIP 108513 b). Это открытие было сделано российским астрономом Ильфаном Бикмаевым и студентами-практикантами Казанского федерального университета (КФУ) с помощью наземного телескопа РТТ 150. Позднее существование этой экзопланеты подтвердили турецкие и японские коллеги с помощью более точного спектрографа HIDES.

САО 107561 b не похожа на Землю, а скорее является «дальним родственником» Юпитера, с массой в 1,4 раза больше и размером в 1,21 раза больше самой большой планеты в нашей Солнечной системе. Этот экзогигант вращается вокруг гигантской желто-оранжевой звезды в 4,98 раза больше Солнца в созвездии Пегаса, и система находится на расстоянии 220 световых лет от нас.

Экзогиганту требуется 352.7 земных дня, чтобы совершить один оборот вокруг своей звезды, температура колеблется от 236 до 238°C из-за своей относительно гигантской родительской звезды.

Скорее всего, САО 107561 b, как и многие планеты, близкие к своим звездам, повернута к звезде одной и той же стороной. Судя по спектральному составу звезды, эта экзопланета может состоять из крупного железного ядра, занимающего ?33% всего состава планеты, а остальные ?67% приходится на водород, гелий и некоторые другие газы вроде азота. Теоретическая плотность CAO 107561 b должна быть 1.01 г/см3, что на 0.316 мг меньше плотности Юпитера. Однако состав звезды-гиганта, вокруг которой вращается SAO 107561 b, мало похож на состав нашей звезды.

Светило в этой системе имеет очень мало соединений кислорода, воды и углерода, а содержание серы составляет 0,0287% от общего состава звезды. Поэтому маловероятно, что открытый казанским ученым экзоюпитер содержит серу. Облака серы не должны присутствовать в атмосферах большинства планет-гигантов, таких как САО 107561 b, из-за того, что соединения серы являются сильными окислителями и не могут существовать в среде горячего водорода, который является сильным восстановителем.

По данным Gaia за 2019-2022 гг, возможно в системе существует как минимум еще одна экзопланета на расстоянии ?5 а.е. Она должна быть в 1.78 раз массивнее Юпитера. Если HD 208897 c существует, она и его гипотетические экзолуны попадают в обитаемую зону. Однако найти в этой системе жизнь, подобную нашей, вряд ли удастся из-за недостатка кислорода и воды в звезде и системе.