Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Карангетанг, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Турриальба, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2023-04-06 20:48

КУСОЧЕК МАРСА

упавший метеорит

Астробиология — одна из немногих наук, опередивших своё время. Она занимается вопросами появления, наличия и эволюции внеземной жизни. Со всеми тремя пунктами беда.

На сегодняшний день пока нет ни одного доказательства, что кто-то живёт или жил за пределами Земли. Материалы, которые публикуются в нашей группе по тегу, рассказывают о новейших исследованиях, находящихся на стыке химии, космонавтики и робототехники. Тем не менее факт остаётся фактом: астробиологи до сих пор сидят без объекта изучения.

Всё изменится в тот момент, когда будет открыт первый внеземной микроорганизм. Внимание крупнейших государств сосредоточено на Марсе. Это единственная планета, полностью заселённая роботами. Многомиллиардные экспедиции к этому миру ищут следы жизни: как древней, так и не очень.

Каждый аппарат, спустившийся на красную пустыню — произведение инженерного искусства. Роверы умеют ползать по песку и бурить породу в разных местах. Их анализаторы — лучшее, что человечество сумело заслать настолько далеко. И всё-таки ресурсов марсоходов недостаточно для исчерпывающего анализа образцов.

Аэрокосмическое агентство NASA работает над программой возвращения образцов марсианской породы на Землю. Пока одни учёные бьются над этим вопросом, их коллеги решили двигаться от противного. Кто сказал, что марсианские камни можно увидеть только на Марсе?

Ежегодно на Землю падает до 500 кг марсианской породы. В основном это базальты. История каждого из них будет однообразной.

В молодости Солнечная система была намного теснее себя нынешней. Едва сформированные планеты сталкивались с космическим мусором, расчищая свои орбиты. Период, названный Тяжёлой бомбардировкой, говорит сам за себя.

Импактные события выбивали огромное количество материала. Вулканическая активность вторила метеоритам. Камень, получивший скорость в 5 км/с, легко покидал марсианскую орбиту и уходил в свободное плавание по вакууму. Часть бесхозных булыжников попадала в гравитационный захват Землёй. Заканчивался он падением спустя миллионы лет скитаний.

Порой в науке важно не только найти объект, но и понять, что он вообще такое. Первый метеорит, достоверно отнесённый к марсианам, упал в египетской пустыне Нахла. Шёл 1911 год. Камень явно был нездешний, однако его происхождение оставалось неясным вплоть до 70-х годов ХХ века, когда американские зонды «Викинг» определили состав атмосферы нашего ближайшего соседа.

Учёные стали методично перебирать залежи метеоритов. Некоторые из них оказались марсианскими. О чём они могут рассказать?

Рассказывают они мало. Соотношение дейтерия к водороду разнится от образца к образцу. То есть, марсианская кора то ли формировалась в несколько этапов, то ли произошла от двух разных протопланетных тел. Высокие концентрации опала говорят о том, что в какой-то период времени на поверхности была жидкая вода.

В августе 1996 года журнал Science опубликовал статью с разбором метеорита ALH-84001, пролежавшего во льдах Антарктиды 13000 лет. Он был вполне типичным за исключением странных конкреций, видимых в микроскоп. Авторы допустили, что происхождение этих объектов не исключает биогенный характер. Переводя на русский, продолговатые фрагменты минералов могли оказаться окаменелыми микроорганизмами.

Журналисты, естественно, увидели своё и поспешили раструбить об открытии тысячелетия. Голос подали скептики. Геология теряет точность, когда речь идёт об архее и катархее. Пород, сохранившихся с тех времён, не так много. Поиски даже земных микроорганизмов, живших более 4 млрд лет назад, сопряжены с кошмарными трудностями. На таких масштабах стирается множество известных нам биомаркёров.

Steele A. et A. поставили финальную точку в этом споре. 13 января 2022 года Science опубликовал материал «Organic synthesis associated with serpentinization and carbonation on early Mars». Резюмируя авторов, любопытные вкрапления органические, но появились в ходе абиогенного синтеза, происходившего в плотной связке с геологическими процессами. Реакции серпентизации и карбонизации дали картину, принятую в XX веке за окаменелых микробов.

Таким образом, решение вопроса о наличии или отсутствии марсиан снова отодвигается в неопределённое будущее. В некоторых делах нужен человек и его беспристрастный взгляд. Этот самый взгляд умеет находить весьма туманные взаимосвязи. Наличие марсианских метеоритов доказывает, что когда-то между каменными планетами Солнечной системы был прямой обмен веществом. Если что-то сумело прилететь к нам, то на Луне, Марсе и Венере обязаны существовать земные «посылки».

Большой вопрос, чем наша планета успела поделиться с соседями. Гипотеза панспермии допускает некую вероятность, что земная жизнь произошла из какого-то внешнего источника. Если это так, то возможен и другой вариант. Вариант долгого и планомерного «заражения» жизнью, очагом которого была наша планета.

Источники:

1. McKay, D. S., Gibson, E. K., ThomasKeprta, K. L., Vali, H., Romanek, C. S., Clemett, S. J., Chillier, X. D. F., Maechling, C. R., Zare, R. N. Search for Past Life on Mars: Possible Relic Biogenic Activity in Martian Meteorite ALH84001 (англ.) // Science : journal. — 1996. — Vol. 273. — P. 924—930. — doi:10.1126/science.273.5277.924. — PMID 8688069.

2. Jessica J. Barnes, Francis M. McCubbin, Alison R. Santos, James M. D. Day, Jeremy W. Boyce, Susanne P. Schwenzer, Ulrich Ott, Ian A. Franchi, Scott Messenger, Mahesh Anand & Carl B. Agee Multiple early-formed water reservoirs in the interior of Mars Nature Geoscience volume 13, pages 260–264 (2020)