Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Карангетанг, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Турриальба, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2023-03-20 17:56

«*N? P?rkwunos gwh?nt h??gwhim»: об индоевропейском боге грома

археологические находки

Мало кто знает, что современные русские слова «молот» и «молния» являются однокоренными. Корень, лежаший в основании обоих слов, однако, гораздо древнее, чем русский и чем славянские языки вообще, и уводит нас в далёкое прошлое — в леса и степи Восточной Европы III тыс. до н.э., которые тогда населяли наши древние предки — праиндоевропейцы. Этот древний народ, от которого произошли впоследствии славяне, балты, германцы, кельты, индо-иранцы и другие народы почитал могучего и мужественного бога грозы, победителя чудовищного Змея и властелина дубрав, о котором и пойдёт речь в этом эссе.

Кто такой Громовержец?

Праиндоевропейцы не оставили ни одного письменного источника о своей жизни. Тем не менее, на основании продолжительного и скрупулёзного изучения лингвистики, археологии, антропологии, палеогенетики и мифологии исследователям удалось по крупицам реконструировать их величественную духовную культуру. Восстановить мифологию и культы наших далёких предков позволяют методы сравнительной мифологии (о том, что это за методы и каковы их достоинства и ограничения читайте здесь: @koryos-chto-takoe-sravnitelnaya-mifologiya)

Наиболее почитаемым божеством многих индоевропейских народов являлся бог грозы. Таковы греческий Зевс, римский Юпитер, древнерусский Перун, ведийский Индра и др. При этом имена или поэтические эпитеты многих из этих богов являются лингвистическими когнатами, а значит однозначно восходят к имени бога праиндоевропейцев:

— литовский Perk?nas и латышский P?rk?ns (балтский бог-громовержец)

— славянский *Perunъ (древнерусский Пероунъ, беларусский Пярун, чешский Peraun, польский Piorun, словацкий Parom и др.)

— скандинвский Fj?rgynn (вероятно, один из древних эпитетов громовержца Тора) и Fj?rgyn (мать Тора)

— ведийский Parjanya (бог грозы, вероятно, древнее имя громовержца Индры)

— иллирийский Per?ndi (бог неба и грома)

— фракийский *Perkon (известный из нескольких греческих надписей как ??????/?????/??????)

(когнаты приведены по «Encyclopaedia of Indo-European Culture» под ред. Дж.П. Мэллори и Д.К. Адамса.)

На основании этих когнатов древнейшее имя праиндоевропейского громовержца реконструируется как *P?rkwunos. Значение этого имени не вполне ясно, и возможны две его этимологии: от *p?rti «бить, ударать» и от *p?rkwus «дуб» (о связи бога грома с дубами читайте ниже). Вполне вероятно, справедливы обе этимологии, так как имя Громовержца однозначно опасались произносить вне контекста обряда, из-за чего оно табуировалось (примерно как восклицание «gosh!» заменяет фразу «God!» («Боже!») в современном английском). Лингвист Р. Якобсон, например, предполагал, что в древности *P?rkwunos часто табуировалось как *Kw?rkwunos, откуда происходят, помимо прочего, лат. quercus «дуб» и гр. ???????? «молния», «перун» (обычно об оружии Зевса). Может быть, имя хеттского громовержца Tarhunna тоже является результатом такого процесса.

Однако возможно и другое объяснение: некоторые исследователи предлагали ещё одно древнее имя бога грома, строящееся на корне *trh?(u)no- «гром»(на основании имен хетт. Tarhunna, герм.*?unaraz и кельт. Tarannis). Хотя такое предположение и подвергалось критике с лингвистических позиций, вполне возможно, что такое имя действительно существовало

Громовержец был сыном верховного бога наших древних предков, бога Сияющего Неба (*Dy?us), являющегося отцом и властителем богов и людей (*Dy?us Ph?t?r). Так, балтский Перкунас является сыном Диеваса, а ведийский Индра — сыном Дьяуса, скандинавский Тор также приходится сыном «Всеотцу» Одину.

Враги Громовержца

Индоевропейская мифология основывается на борьбе богов с их врагами. В разных индоевропейских традициях могущественные чудовищные существа, враждебные богам и людям называются по-разному (греч. ?????, герм. *?urisaz, др-ирл. fomoire, слав. *besъ, скр. asura и т.д.), и праиндоевропейское их наименование восстановить вряд ли возможно — скорее всего это связано с табуированием соответствующего наименования из-за страха перед ним, причём в гораздо большей степени, чем перед именем Громовержца, о чём было сказано выше. Всё же, в наличии представления о чудовищных противниках богов в мифологии наших древних предков сомневаться не приходится. Для их характеристики, поэтому, можно использовать слово «демон».

Различие между богами и демонами — это различие между победителями и побеждёнными. Демоны — это силы примордиального хаоса, существовавшего до рождения мира, боги же — силы космоса, победившего хаос и приведшего в движение рождение мира, космогонию. Поэтому демоны в индоевропейской мифопоэтике часто выступают как старшее, более древнее поколение по отношению к богам.

Именно бог грозы выступал основным противником полчищ демонов, стремящихся разрушить мир и пустить прахом все деяния богов. Главным же противником Громовержца выступил чудовищный Змей (*h??gwhis), предводитель демонов, имя которого было реконструировано индоевропеистом Б. Линкольном как *Ngwhi — «Ничто, уничтожение». Миф о борьбе бога грома со змеем — самый распространённый из индоевропейских мифов: Индра поразил змея Вритру, Тор - Йормунганда, Тархунна - Иллуянку, Зевс - Тифона. У славян тоже бесспорно существовал такой миф, и Вяч. Вс. Иванов и В.Н. Топоров даже предполагали, что этот миф был важнейшим в мифологии наших предков, на чём и основывается далеко небесспорная «Теория Основного Мифа» (о ней читайте тут: @koryos-teoriya-osnovnogo-mifa, а о её критике — тут: @koryos-o-dvuh-tmah-dva-gorizonta-temnogo-v-indoevropeiskoi-mifopoet)

Миф этот настолько распространён, что компаративисту К. Уоткинсу удалось реконструировать целый праиндоевропейский поэтический оборот, от которого напрямую происходят обороты, описывающие кульминацию этого мифического боя: *gwh?nt h??gwhim «поразил змея». Именно его вы можете видеть в заглавии статьи, и теперь вам не должно составить труда его перевести. Целиком же сюжет мифа таков:

Змей похищает воды (или скот — иными словами, нечто связанное с процветанием во всекосмическом масштабе) и никто из богов не осмеливается вызволить их, кроме Громовержца. Бог грозы отправляется в погоню за Змеем и поражает его испепеляющими ударами грома, пока тот не заползает в глубочайшие и самые низкие недра вселенной, где, обрушив ужасным ударом молнии на Змея своды его же убежища, бог грома наконец высвобождает похищеные воды (или скот).

Часто в популярных материалах этот миф трактуют в духе «натуралистской» школы XIX в. — как миф о дожде. Однако М. Йорк, Б. Линкольн, Вяч.Вс. Иванов, В.Н. Топоров и другие специалисты-мифологи объясняют этот миф иначе: это проивостояние двух космических сил — божественного, светоносного и созидательного начала и начала демонического, стремящегося к невосполнимому разрушению и возвращению мироздания в бездну примордиального хаоса. Вспомним, что имя Змея реконструировано как *Ngwhi, «Небытие» в связи с чем М.Йорк отмечал, что для праиндоевропейцев Небытие — это не отвлеченное понятие, а активная сила, стремящаяся к ниспровержению бытия и уничтожению мира в его целокупности, сила, которой следует противостоять, зачастую силой оружия, в чем и заключается дело богов.

Оружие Громовержца

И такое оружие у Громовержца как раз было. В аннотации к статье было написано о том, что современные русские слова «молот» и «молния» являются, по всей видимости, однокоренными. Когнаты, восходящие к тому же праиндоевропейскому наименованию, что и эти слова мы можем увидеть во многих индоевропейских языках:

— Кельтское *meldo- (галл. Meldos, эпитет громовержца Лукетия, валл. mellt «молния, удар грома», брет. mell «молот»)

— латинское malleus «большой молот», «кувалда»

— хеттское malatt «молот», «дробящее оружие»

— скандинавское Mj?llnir (молот громовержца Тора)

— балтское *mildn? (прусс. mealde «молния, удар грома», латыш. milna «булава громовержца Перконса»)

(когнаты приведены по «Encyclopaedia of Indo-European Culture» под ред. Дж.П. Мэллори и Д.К. Адамса.)

Праиндоевропейское название оружия бога грозы на основании этих когнатов реконструируется как *m?ldneh?. Нетрудно представить, какое разрушительное воздействие на врага оказывал этот молот-молния. Впрочем, оружие дочерних Громовержцев, наименование которого не восходит к *m?ldneh? так же разрушительно: ваджра Индры крушит горы и крепостные стены, а ???????? Зевса испепеляет головы Тифона, в агонии рухнувшего на скалы, загоревшиеся от его жара. Однако как наши далёкие предки представляли себе такой «молот-молнию»?

Новейшие палеогенетические исследования подтвердили предположения археологов и лингвистов, давно предполагавших, что прародина индоевропейцев располагалась в Черноморско-Каспийской степи в IV тыс. до н.э. (подробнее об этом — см. wall-165232108_8503). Именно там располагалась Ямная археологическая культура, признаваемая исследователями археологическим отражением этнической общности древнейших индоевропейцев. Тем не менее, распространение индоевропейской речи, культуры и крови по всему миру — заслуга не «ямников», а их родственников — носителей культур Шнуровой Керамики (иначе называемых культурами Боевых Топоров). Этот круг культур распространился в ходе III тыс. до н.э. по широким пространствам восточной и северной Европы, и именно от «шнуровиков» происходят все индоевропейские народы, кроме двух наиболее древних ветвей — тохар и анатолийцев. Иными словами, культурная общность Шнуровой Керамики/Боевых Топоров, видимо, является археологическим отражением этноязыковой общности, известной лингвистам как поздние праиндоевропейцы (Mature Indo-European, MIE)

Характернейшей чертой этого круга культур является каменный сверлёный боевой «топор-молоток», в честь которого она и получила одно из своих названий. Вообще, появилось такое оружие не у «шнуровиков», и еще в IV тыс. в погребениях Ямной культуры можно встретить такие топоры-молотки, но именно в их руках это оружие покорило обширные пространства Европы.

Скорее всего, «молот-молния» бога грозы представлялся нашими предками именно как такой топор-молоток. Убеждает нас в этом ещё и то, что помимо полноразмерных секир, являвшихся боевым оружием, известны и их миниатюрные копии — такие как найденный в Дании выточенный из янтаря топорик, который вы можете видеть на фотографии внизу. Вероятнее всего, они служили оберегами для своих владельцев: какой иной символ может отогнать зло и несчастья лучше, чем само могучее оружие Громовержца, приводящее в ужас полчища демонов одним своим видом.

Со временем, когда камень стал постепенно выходить из употребления, вообще все древние каменые орудия стали связываться с оружием бога грозы, а секуляризированная форма этого представления — поверье о «громовых стрелах» (якобы, то, что мы сейчас знаем как кремневые орудия древних людей образовывалось естественным образом там, куда ударила молния) — дожила в Европе вплоть до XVIII-XIX вв.

Каменный топоры Фатьяновской культуры — одной из культур Шнуровой Керамики, располагавшегося на территории Москворечья и Поочья.

Дубы, горы и козлы

То, что такие «топоры-молотки» делались именно из камня, а не, например, из бронзы служит ещё одним доводом в пользу их связи с оружием бога грома. Зачастую Громовержец мифопоэтически связывается с камнями, скалами и дубравами. Лингвисты давно заметили соответствие между готским fairguni «лесистое взгорье» и галльским (h)ercunia «дубрава», восходящее, по видимости, к имени бога *P?rkwunos/Kw?rkwunos. Другими когнатами, связанными с дубами и горами являются:

— славянское *pergynja «лесистый холм» (поль. przeginia, др.-рус. перегиня)

— германское *ferhwa «дуб»

— латинское quercus «дуб» (вероятно, от *Kw?rkwunos)

(когнаты приведены по « Indo-European Poetry and Myth» М.Л. Уэста)

Возможно, с этим же корнем связано и пенджабское parg?i «священный дуб». Нетрудно проследить связь бога грома с дубами и горами и в топонимии: это поль. Perunowa gora, серб. Perun Gora и другие славянские места. Высокие вершины литовцами называются perk?nkalnis «вершина Перкунаса». Зевс имел священные дубы в Додоне и Трое. О связи Юпитера с дубами Сервий писал: «quercus in tutela Iouis est». Пероуновъ дубъ упоминается «Повестью Временных Лет», также известны и балтские Perk?no ??uolas и P?rk?na u?zu?ls «дуб Перкона/Перкунаса». Объяснение этому искали в том, что именно в дуб, особенно дуб на возвышенности чаще всего бьёт молния, а места, в которые попала молния считались особо отмеченными Громовержцем и очищенными от любой злой силы.

Наконец, следует сказать о ездовом животном бога грозы, сведения о котором, правда, существуют лишь в балтском, германском и греческом материале. В повозку балтского Перкунаса впряжён козёл (o?ys), в повозку скандинавского Тора — два козла, Тангниостр и Тангриснир. Зевс же описывался эпитетом ????????, означающий «наездник на козе» (???), и действительно, в одном из орфических гимнов молодой Зевс въезжает на Олимп верхом на козе. Лит. o?ys и гр. ??? — когнаты, происходящие от праиндоевропейского *h??gos «козёл». Интересное объяснение этому предложил М. Л. Уэст: с его точки зрения ассоциация бога грозы с козлами происходит от звука, похожего на блеяние козла, издаваемого при полёте бекасом — птицей, по распространённому поверью, предвещающей гром. Уэст отмечает, что в Германии бекаса называют Donnerziege «громовой козёл», а в Литве — Perk?no o?ys «козёл Перкунаса».

____________________________________________________________________________________________

Литература:

1) Вяч.Вс. Иванов, Т.В. Гамкрелидзе — Индоевропейский язык и индоевропейцы, Т2

2) Вяч.Вс. Иванов, В.Н. Топоров — Исследования в области славянских древностей

3) Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР

4) M.L. West — Indo-European Poetry and Myth

5) C. Watkins — How to Kill a Dragon: Aspects of Indo-European Poetics

6) J.P. Mallory, D.Q. Adams — Encyclopaedia of Indo-European Culture

7) J.P. Mallory, D.Q. Adams — An Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World

8) R. Matasovi? — Reader in Comparative Indo-European Mythology

9) L. Larsson — A miniature in amber of a battle-axe from the Battle-Axe Culture

10) M. York — Towards an Indo-European Vocabulary of the Sacred

Большую часть литературы можно найти в документах группы.


Источник: m.vk.com