Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Карангетанг, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Турриальба, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2023-03-07 15:49

Астрономы выделили несколько типов планетных систем — наша система оказалась самой редкой

Группа астрономов из Индии и Швейцарии во главе с профессором Локешем Миштрой опубликовала исследование, согласно которому, планетные системы можно поделить на четыре типа: упорядоченные — размеры планет идут по по мере удаления от родительской звезды, анти-упорядоченные, где напротив, ближайшая к звезде планета — самая большая и самая маленькая планета является самой дальней, смешанные - у которых не наблюдается четкая зависимость, а так же те, которые отдаленно похожи на Солнечную систему. Исследование размещено на сайте The Astrophysical Journal.

"Несколько лет назад астрономы со всего мира заметили, что часть планетных систем имеет одну структуру, где планеты увеличивают свои размеры по мере удаления от звезды, а часть других, напротив, имеет строение, в котором ближайшие планеты или коричневые карлики являются самыми массивными и большими объектами. Однако многим ученым и исследователям не удалось определить: действительно ли планетные системы различаются или это ошибка в выборке, поскольку "Kepler" до своей поломки открывал менее массивные миры, в то время как наземные обсерватории фиксировали множество различных газовых гигантов. Мы разработали собственную систему для определения различий и сходств между планетами одних и тех же систем, построенную на анализе протопланетных дисков, и выяснили, что в видимой части Вселенной преобладают четыре вида архитектур характерных для экзосистем. Мы поделили системы на упорядоченные, анти-упорядоченные, системы смешанного типа и те, которые отдаленно похожи на нашу систему. Пример такой системы - Кеплер-90. Наши результаты показывают, что "похожие" на Солнечную систему экзопланетные системы являются наиболее редким типом архитектуры. Восемь из десяти планетных систем, имеют строение отличимое от строения Солнечной системы. Мы пока что не знаем с чем это связано, но у нас есть гипотеза, которая может объяснять такую аномалию. Протопланетные диски средних размеров порождают смешанные системы, которые могут стать похожими на Солнечные, однако их окончательная структура сильно зависит от динамических взаимодействий между планетами, таких как столкновения и выброс планет из своих систем. В нашей системе Юпитер и Сатурн не раз могли стать больше своих нынешних размеров, а так же находиться гораздо ближе к Солнцу, чем сейчас. В таком случае, возможно, нас бы не существовало или мы бы жили совершенно в другом мире " – сказал Мишра.

P.S: К слову, ещё в 2016 году наш администратор и по совместительству астроном, ещё будучи юным ученым подозревал, что иные планетные системы можно поделить на виды и даже этому была посвящена целая научная работа с участием ученых из Института Космических Исследований. Однако, как увы принято на Руси, она не была доведена до идеала, так как верно заметил Локеш Миштра, тогда ещё не было точных данных насчет эволюции протопланетных дисков, из-за чего невозможно было определить, есть ли прямая связь между типом планетной системы или нет, и потому, она была забыта. Стоит добавить, что классификацию планетных систем тех лет сильно усложняло, не столько малочисленность экзопланет, столько то, что тогда у большинства звезд было известно, только по одной-две экзопланете. Это не вносило какой-либо ясности в архитектуру систем, а напротив мешало тому, чтобы можно было построить взаимосвязь и совершить научное открытие. Однако, даже тогда было подозрение, что упорядоченные и анти-упорядоченные системы являются одними из самых распространенных в природе. Сейчас ученым благодаря работе TESS и Gaia известно 15 тыс подтвержденных экзопланет и ещё миллионы миров ждут своего подтверждения.