Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Карангетанг, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Турриальба, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2023-03-05 13:50

Зонд Юнона запечатлел мощное извержение вулкана на спутнике Юпитера Ио

Самая большая планета, извержение вулкана сегодня

Ио на фоне Юпитера / NASA

Команда учёных из космического агентства NASA опубликовали снимки спутника газового гиганта Юпитера - Ио. Снимки были получены с космического зонда Juno / Юнона 14 декабря 2022 года. Учёным удалось отметить, что на спутнике идёт систематическая вулканическая активность.

Спутник Ио с расстояния / Юнона / NASA

В ходе исследования поверхности Ио зондом Юнона было обнаружено, что 3% всей поверхности спутника занимают активные горячие пятна. Спутник Ио является самым вулканическим небесным телом, находящимся в нашей Солнечной системе. Самым примечательным оказалось то, что на поверхности Ио: отсутствуют привычные для всех спутников ударные кратеры. Вместо них поверхность Ио находится множество кальдер, а также углубления и впадины с лавовыми потоками, простирающиеся на сотни километров.

Лавовое озеро на поверхности Ио / NASA

Пролетая над поверхностью Ио, зонд Юнона зафиксировал около 150 активных вулканов, которые отчётливо выделялись на поверхности спутника. Но, по некоторым оценкам учёных, вулканов на Ио может быть более 500. Также на спутнике были обнаружены большие озёра, заполненные раскалённой серой.

Начало извержения / NASA

Высокая вулканическая активность объясняется периодическими приливными взаимодействиями между Ио и Юпитером, а также гравитационным влиянием двух других крупных спутников: Европы и Ганимеда. Когда Ио приближается к Юпитеру, приливные силы увеличиваются, немного вытягивая орбиту, а при удалении от планеты она, наоборот, скругляется. Эти процессы создают трение и нагрев в недрах Ио. Учёные предполагают, что под поверхностью Ио находится глобальный океан из раскалённой магмы.

Мощное извержение вулкана / NASA

При близком подлёте к поверхности, космическому зонду удалось запечатлеть очень мощное извержение одного из вулканов. Бушующий вулкан выбросил огромный столб пепла и фонтан лавы на тысячи метров в высоту.

Сравнение Земной Луны и спутника Юпитера Ио

Ио находится в самом близком расположении к Юпитеру из четырёх Галилеевых спутников. Своё название получил в честь мифологической Ио - жрицы Геры и возлюбленной Зевса. Впервые спутник был открыт итальянским астрономом Галилео Галилеем 8 января 1610 года. Диаметр спутника составляет 3660 километра, благодаря чему он является четвёртым по величине спутником в Солнечной системе. Средняя зафиксированная температура около его поверхности Ио составляет -163 °C.

Информация из космоса