Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Турриальба, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2023-01-21 10:10

Марсоход NASA Curiosity обнаружил богатые водой ореолы разломов в кратере Гейла

Марс видео

Исследовательская группа, использующая новые методы анализа данных с марсохода NASA Curiosity и его нейтронного спектрометра Dynamic Albedo of Neutrons, или DAN, на Марсе, смогла подтвердить, что ореолы разломов содержат богатый водой опал, потенциально являющийся важным ресурсом для освоения человеком.

Исследование показало, что обширные подповерхностные сети трещин могли бы обеспечить богатые водой и защищённые от радиации условия, потенциально более пригодные для жизни, чем на поверхности. Марсианская подстилающая порода и ореолы трещин, как видно на поперечном срезе подстилающей породы, простираются в подповерхностный слой. Эти сети трещин могли бы служить убежищем от суровых условий на поверхности в современный период существования Марса. Фото предоставлено Malin Space Science Systems/NASA/JPL-Caltech.

В 2012 году NASA отправило ровер Curiosity на Марс, чтобы исследовать кратер Гейла, большой ударный бассейн с массивной слоистой горой в центре. По мере продвижения Curiosity по поверхности Марса исследователи обнаружили светлые породы, окружающие разломы, которые пересекают определенные участки марсианского ландшафта, иногда выходя далеко за горизонт снимков ровера. Последние работы показывают, что эти широко распространенные сети ореолов служили одной из последних, если не последней, богатой водой средой в современной эпохе кратера Гейла. Эта богатая водой среда в недрах могла также обеспечить более пригодные для жизни условия, когда условия на поверхности, вероятно, были гораздо более суровыми.

В рамках нового исследования, опубликованного в журнале Journal of Geophysical Research: Planets", были изучены архивные данные нескольких приборов, которые показали значительные аномалии вблизи пород со светлыми тонами в начале пути.

Глядя на старые снимки, учёные увидели огромное пространство ореолов разломов, простирающееся далеко вдаль. Применив новые методы анализа данных приборов, исследовательская группа обнаружила нечто любопытное. Эти ореолы не только выглядели как ореолы, обнаруженные гораздо позже в ходе миссии, в совершенно других горных породах, но и были похожи по своему составу: много кремнезема и воды.

Аспирант Университета штата Аризона Трэвис Габриэль и его команда исследователей изучали состав светлоокрашенных пород, окружающих трещины на земле и ореолы разломов, в кратере Гейла. Исследования проводились с помощью спектрометра лазерного пробоя марсохода "ChemCam", и показали, что эти породы могут состоять из опала.

Открытие опала заслуживает внимания, поскольку он может образовываться в тех случаях, когда кремнезем находится в растворе с водой, что аналогично процессу растворения сахара или соли в воде. Если соли слишком много или условия меняются, он начинает оседать на дно. На Земле кремнезём выпадает из раствора в таких местах, как дно озёр и океанов, и может образовываться в горячих источниках и гейзерах, в чем-то похожих на среду Йеллоустонского национального парка.

Богатая водой среда в недрах Марса могла служить убежищем от суровых условий на поверхности Марса, которая довольно негостеприимна по сравнению с Землёй. В кратере Гейла температура может опускаться ниже минус 100 градусов по Фаренгейту в зимнее ночное время, достигая лишь около 30 градусов по Фаренгейту в теплый полдень. Кратер Гейла также испытывает гораздо больше радиации, чем поверхность Земли, из-за более плотной атмосферы. Каждый день, проведённый в кратере Гейла, подвергает вас дозе радиации от космических источников, примерно равной ежедневному рентгену.