Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Турриальба, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-12-25 17:38

InSight — все: чем запомнилась инновационная миссия НАСА по изучению Марса

землетрясение, Марс фото

НАСА закрывает миссию посадочного модуля InSight Mars после многих лет научных исследований. «Хайтек» рассказывает о его главных задачах, которые он выполнил.

Миссия НАСА InSight завершилась после более чем четырех лет сбора уникальных научных данных на Марсе.

Миссия НАСА InSight завершилась

Диспетчеры миссии в Лаборатории реактивного движения агентства в Южной Калифорнии не смогли связаться с посадочным модулем после двух последовательных попыток. Они сделали вывод, что в батареях космического корабля закончилась энергия.

Марсианский сейсмограф прислал прощальное селфи

Ранее представители НАСА сообщили, что объявят миссию завершенной, если с посадочным модулем не удастся связаться два раза подряд. На всякий случай сотрудники агентства продолжат прослушивать сигнал посадочного модуля. Но на данный момент это маловероятно. В последний раз InSight связывался с Землей 15 декабря.

«Я наблюдал за запуском и приземлением этой миссии, и, хотя прощаться с космическим кораблем всегда грустно, увлекательная научная работа, проведенная InSight, очень радует, — заявил Томас Зурбухен, заместитель администратора Управления научной миссии НАСА в Вашингтоне. — Одни сейсмические данные не только улучшили наше понимание геологии Марса, но и других скалистых тел, включая Землю».

Как работает зонд НАСА InSight

Данные посадочного модуля предоставили ученым подробную информацию о внутренних слоях Марса. Его высокочувствительный сейсмометр, наряду с ежедневным мониторингом, проводимым французским космическим агентством Centre National d’?tudes Spatiales (CNES) и службой Marsquake Service под управлением ETH Zurich, обнаружил 1319 марсотрясений. Среди них те, которые вызвали удары метеороидов.

InSight — первая миссия, посвященная изучению глубин Марса. Среди его научных инструментов — сейсмометр для обнаружения землетрясений, датчики для измерения ветра и давления воздуха, магнитометр и датчик теплового потока, предназначенный для измерения температуры планеты.

Сверхчувствительный сейсмометр SEIS (англ. Seismic Experiment for Interior Structure, рус. сейсмический эксперимент для изучения внутренней структуры) позволил ученым «услышать» дрожания планеты.

Марсотрясения

Марс дрожит чаще, но и слабее, чем ожидалось. Только в первый год работы зонд зафиксировал более 450 сейсмических сигналов. Подавляющее число из них — марсотрясения. Магнитуда одного из первых, который зафиксировал зонд, составляла около 4,0.

Чувствительный сейсмометр InSight фиксирует даже самые слабые марсотрясения. Недавно он отследил странные вибрации на Красной планете. Это помогло ученым лучше понять его внутреннюю структуру. Проанализировав данные, ученые пришли к выводу, что их причина — удар астероида. Он упал вблизи марсианского вулканического плато Тарсис, на противоположной от InSight стороне планеты. Выводы ученых согласуются со спутниковыми снимками, которые показывают место удара.

Записывая то, как вибрации отражаются и меняют направление, InSight помог ученым составить карту расположения коры, мантии и ядра Марса. Фото: Geophysical Research Letters

Глубина вибраций помогла исследователям определить структуру нижней мантии Марса более подробно. Они обнаружили, что нижняя мантия более изменчива как по температуре, так и по составу, чем предполагалось в предыдущих сейсмических моделях. Однако потребуется больше данных, чтобы точно понять, как меняется тепловой и химический состав нижней мантии и почему.

На Красной планете нет тектонических плит, как на Земле, но есть вулканически активные регионы. Пара марсотрясений была тесно связана с одним из таких регионов, Cerberus Fossae. Древние наводнения проложили там каналы длиной почти 1 300 км. Затем потоки лавы просачивались туда в течение последних 10 млн лет — мгновение ока по геологическим меркам.

У некоторых из этих молодых потоков лавы есть признаки разрушения в результате марсотрясений, которые произошли менее 2 млн лет назад. Как отметили планетологи НАСА, это чуть ли не самая молодая тектоническая особенность на планете.

Следы магнитного поля

Миллиарды лет назад у Марса было магнитное поле. Его следы остались на древних скалах, которые сейчас находятся на глубине. InSight был оснащен магнитометром — первым на поверхности Красной планеты, который мог обнаруживать магнитные сигналы. Детектор зафиксировал сигналы в лощине Хомстед, оказалось, что они в 10 раз сильнее, чем предсказывали ученые, используя показатели орбитальных космических аппаратов.

Кроме того, ученых заинтриговало то, как эти сигналы меняются со временем. Измерения меняются днем ??и ночью; у них также есть тенденция пульсировать около полуночи. Теории о том, что вызывает такие изменения, все еще обсуждаются. Но, возможно, все дело в том, что они связаны с солнечным ветром, взаимодействующим с марсианской атмосферой.

Скорость ветра

InSight почти непрерывно измерял скорость ветра, направление и атмосферное давление. Метеодатчики космического корабля за годы работы зафиксировали тысячи вихрей, известные как пылевые дьяволы. Когда они собирают песок, то становятся видимыми. Как отмечают ученые, InSight повезло оказаться на том участке, где больше вихрей, чем в любом другом регионе Марса. С другой стороны, именно из-за ветров, которые засыпали песком зонд, он и перестал работать.

Послушайте, как бьется «сердце» пылевого дьявола на Марсе

«InSight более чем оправдал свое название. Как ученый, посвятивший свою карьеру изучению Марса, я был в восторге от того, чего достиг посадочный модуль. Все благодаря целой команде людей по всему миру, которые помогли сделать эту миссию успешной, — отметила Лори Лешин, директор JPL, которая руководит миссией в пресс-релизе НАСА. — Да, прощаться грустно, но наследие InSight будет жить, информируя и вдохновляя нас».

Выяснилось, сколько лет воде, которую мы пьем сегодня