Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-11-15 23:16

Палеонтологи подтвердили вымирание эдиакарской биоты 550 миллионов лет назад

Американские палеонтологи пришли к выводу, что снижение биоразнообразия эдиакарской биоты 550 миллионов лет назад следует считать вымиранием: ученые установили, что исчезло около 80 процентов родов. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, авторы отмечают, что это первое крупное вымирание животных.

Эдиакарской биотой называют совокупность морских макроорганизмов с радиальной и скользящей симметрией, которые обитали в эдиакарском периоде. Их родственные связи долгое время были предметом дебатов, но результаты исследований последних лет указывают на их принадлежность к животным (1, 2).

Эдиакарскую биоту разделяют на три ассоциации: авалонского типа (ее возраст примерно 575–560 миллионов лет), беломорского типа (примерно 560–550 миллионов лет; она также известна как ассоциация эдиакарского типа) и намского типа (примерно 550–539 миллионов лет). Между двумя последними палеонтологи отмечают снижение биоразнообразия, которое одни ученые объясняют экологической катастрофой (то есть вымиранием), а другие — постепенной сменой биот (то есть эдиакарскую биоту вытеснили более сложные организмы). Кроме того, есть точка зрения, согласно которой снижение разнообразия обусловлено лишь неполнотой палеонтологической летописи.

Скотт Эванс (Scott D. Evans) из Политехнического университета Виргинии и его коллеги подтвердили первую гипотезу. Они проанализировали данные из научной литературы по мягкотелым макроорганизмам эдиакария (остальные окаменелости этого периода, такие как микрофоссилии и водоросли, были исключены из анализа) и обнаружили, что при переходе от биоты беломорского типа к намской биоте исчезло около 80 процентов родов. Это количество сопоставимо с процентом вымерших морских беспозвоночных во время массовых вымираний в фанерозое. При этом палеонтологи выявили повышенные темпы вымирания и пониженные темпы появления новых таксонов при переходе между этими двумя биотами.

Исследователи отмечают, что выжили таксоны с большим соотношением площади поверхности к объему, среди которых чарнии (Charnia) и рангеи (Rangea). Это указывает на возможную причину вымирания — уменьшение доступности кислорода в мировом океане, что согласуется с предыдущей работой Эванса и его коллег.

Палеонтологи также установили, что исчезновение организмов не зависело от типа питания и среды обитания, поэтому модель смены биот не может объяснить снижение разнообразия эдиакарских организмов. Хотя авторы не исключают, что более сложные организмы все же могли иметь отношение к гибели эдиакарской биоты спустя десять миллионов лет.

Ранее мы писали о находке группой Эванса одного из древнейших двусторонне-симметричных животных, которое обитало в эдиакарском периоде.

Источник: nplus1.ru