Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-10-09 16:03

Удар погубившего динозавров астероида вызвал землетрясения, длившиеся несколько месяцев

землетрясение

Новые геологические свидетельства показывают, что глобальная катастрофа, вызванная падением астероида Чикшулуб, сопровождалась мощными землетрясениями, которые продолжались неделями, а возможно и месяцами после удара.

Около 66 миллионов лет назад с Землей столкнулся 10-километровый астероид Чикшулуб, который окончательно завершил долгую эпоху царствования динозавров. Удар вызвал катастрофу глобальных масштабов, включая мощнейшие волны цунами и землетрясения. Новая работа показала, что мощная сейсмическая активность не затихала неделями, а то и месяцами после падения небесного тела. С докладом об этом Херман Бермудес (Hermann Berm?dez) выступит на стартовавшей в Денвере встрече Американского геологического общества GSA Connects.

Энергия того удара оценивается в 1023 джоулей, в десятки тысяч раз выше, чем у мощного суматранского землетрясения 2004 года магнитудой 9,1. Падение астероида оставило кратер у побережья современной Мексики, диаметр которого достигает 180-200 километров. Бермудес и его коллеги из Государственного университета Монклер исследовали отложения, относящиеся к мел-палеогеновой границе, на территории США, Мексики и Колумбии. На колумбийском острове Горгона они обнаружили крошечные округлые минералы, застывшие капли стекла (тектиты), которые появились в результате столкновения.

Вверху – тектиты с острова Горгона; внизу – деформированная мел-палеогеновая граница / ©Hermann Berm?dez

Горгона находится в Тихом океане, в 3000 километрах от эпицентра древней катастрофы. Более того, в ту эпоху остров еще не существовал, и эти отложения накапливались глубоко на океанском дне, лишь позднее поднявшись на поверхность. Этот насыщенный тектитами слой мел-палеогеновой границы оказался сильно деформирован, что свидетельствует о происходивших тогда сильных сотрясениях. А поскольку тогда он был глубоко на дне, куда тектиты могли попасть лишь недели или даже месяцы спустя после удара, авторы делают вывод о том, что мощная сейсмическая активность продолжалась все это время.

Свидетельства этому геологи нашли и в других местах, где исследовали мел-палеогеновую границу. В Миссисипи, Алабаме и Техасе она также сохранила деформации, указывающие на землетрясения. А в Мексике обнаруживаются следы разжижения грунтов – процесса, при котором некоторые насыщенные влагой породой ведут себя, как плотная жидкость. «Наши данные помогают лучше объяснить произошедшее в конце мелового периода и начале кайнозоя, – резюмируют ученые, – и указывают на одни из самых крупных землетрясений, какие испытывала наша планета на протяжении фанерозоя». Напомним, что фанерозоем называют нынешний геологический эон, начавшийся с кембрия, почти 550 миллионов лет назад.

Источник: naked-science.ru