Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-09-14 12:02

Водные миры могут встречаться в нашей галактике намного чаще, чем мы думали

Вода в жидкой фазе, по современным представлениям учёных, является необходимым условием для существования жизни в том виде, с которым мы знакомы. Поэтому при поисках жизни во внесолнечных мирах планеты с жидкой водой всегда являются приоритетными кандидатами.

Согласно новому исследованию, проведённому учёными Чикагского университета, список кандидатов на «колыбель» внесолнечной жизни может быть кардинально расширен. Как оказалось, на множестве экзопланет вода может находиться в своего рода «связанной» форме, а именно — в трещинах и порах скальных пород.

«Было неожиданно увидеть доказательства того, что так много водных миров вращается вокруг самого распространенного типа звёзд в Галактике (речь идёт о звёздах спектрального класса М, более известных как красные карлики – прим. ред.). Это окажет большое влияние на поиск обитаемых планет», – рассказывает Рафаэль Луке, сотрудник Чикагского университета (автор научной статьи).

Буквально 30 лет назад открытие каждой экзопланеты было едва ли не мировой сенсацией, однако сейчас, благодаря усовершенствованным инструментам и методикам поиска (более подробно мы писали об этом ранее), количество открытых внесолнечных миров перевалило за 5000, и каждая новая открытая экзопланета становится просто очередной строчкой в огромной таблице с перечнем её «сестёр».

Благодаря огромному числу уже известных экзопланет учёным стал доступен статистический метод анализа их свойств. Именно этот метод применили Луке и его коллеги для исследования группы планет, обращающихся вокруг звёзд типа М — красных карликов, наиболее распространенных в Галактике.

Основной сложностью наблюдения экзопланет является то, что они на фоне своих родных звёзд практически незаметны. Их обнаружение, как уже говорилось выше, в подавляющем большинстве случаев проводилось косвенными методами. Более же подробное изучение их индивидуальных особенностей до последнего момента было и вовсе невозможным.

Но новый метод позволил изучить их структуру с невиданной ранее точностью.

И как показало исследование, значимая часть исследованных экзопланет имеет довольно странное сочетание своих размеров и массы. С одной стороны, они намного меньше и плотнее газовых гигантов, но с другой — их плотность недостаточна для того, чтобы их можно было причислить к разряду каменистых землеподобных планет.

Единственное разумное объяснение этого феномена учёные видят в том, что эти планеты имеют в своем составе значительное количество воды.

И скорее всего, эта вода не сконцентрирована в виде огромных океанов, а пропитывает толщу планетного покрова. В пользу этого предположения говорит то, что большинство исследованных планет размещены слишком близко к своим звездам и, как следствие, имеют слишком большую температуру поверхности для нахождения жидкой воды на ней.

Напротив, в полостях под поверхностью или в разломах скальных пород условия будут подобными таковым на спутнике Юпитера Европе, где, несмотря на низкую температуру, существует океан солёной воды.

Джейкоб Бина, планетолог из Чикагского Университета, был шокирован результатам анализа. «Ранее мы предполагали, что все эти планеты — сухие каменистые миры».

Это открытие вдохнуло новую жизнь в потерявшую популярность гипотезу образования экзопланет, согласно которой они возникают на периферии своих звёздных систем и впоследствии мигрируют ближе к центру.

Как оказалось, именно эта гипотеза одним из наилучших образов объясняет структуру «водно-каменистых» миров.

Как это обычно бывает, новое открытие не столько дало ответы на ранее существующие вопросы, сколько поставило перед исследователями вопросы новые. И в поиске новых ответов учёные с нетерпением ждут результатов от новых инструментов, в частности от телескопа им. Джеймса Уэбба, не так давно вступившего в строй, но уже успевшего обогатить мировую науку своими наблюдениями.