Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2022-08-10 14:41

«Зеленая» Арктика. Как на российском Крайнем Севере борются с экологическими проблемами

оссийская Арктика — регион удивительный. Здесь находится сразу несколько природных заповедников, среди которых плато Путорана, покрытое озерами и водопадами, — самое северное и одно из древнейших вулканических плато в мире; остров Врангеля, который по количеству животных и растений-эндемиков превосходит Гренландию, и Большой Арктический заповедник — крупнейший на всем континенте. Это важнейшие территории с точки зрения биоразнообразия: в Арктике обитают белые медведи, северные олени, нарвалы – сотни редких и уникальных видов.

Все это находится под угрозой из-за климатических изменений. Арктика тает. Это емкая формулировка для сложной проблемы с множеством последствий. Температуры здесь растут в четыре раза быстрее, чем в среднем на Земле, и к 2035 году в летний период льда в Арктике может уже не быть. Последствия у этого ужасающие. Во-первых, под воду могут уйти огромные территории, во-вторых, возникает климатический замкнутый круг. Светлая поверхность льда отражает солнечную радиацию и не дает ей задерживаться у поверхности Земли. Чем теплее, тем меньше площадь льда. Чем меньше площадь льда, тем больше темная поверхность океана, которая, напротив, поглощает тепло. 

Еще одна проблема – таяние вечной мерзлоты, фактически огромного хранилища органики. В результате этого процесса в воздух попадают парниковые газы, и это только ускоряет нагревание Земли. Это ведет к вспышкам сибирской язвы и чумы. Все эти проблемы усугубляются интенсивной деятельностью человека. Результаты – постоянные разливы нефти, испещренная следами от квадроциклов Тайга и плохое качество воздуха в городах. 

Сильнее всего климатические проблемы и экологические катастрофы ощущают на себе коренные народы Севера – их в российской Арктике 40. Из-за потепления и таяния вечной мерзлоты меняется ареал обитания некоторых видов животных, становятся непроходимыми традиционные пути миграции оленей, меняется время нереста рыб. Так люди, которые жили здесь веками и промышляли оленеводством и рыбной ловлей, остаются без средств к существованию.

Арктическая МКС и система мониторинга вечной мерзлоты

фото: МФТИ

Замедлить или по крайней мере отследить все эти процессы – цель многочисленных научных исследований, которые ведутся в Арктике. И здесь Россия готовится приступить к одному из самых масштабных проектов — строительству международной арктической станции «Снежинка», которое начнется в 2023 году. Ее уже окрестили аналогом МКС.

«Снежинка» может стать первой в мире круглогодичной автономной станцией на базе возобновляемых источников энергии и водородной энергетики, без использования дизельного топлива. Здесь ученые смогут изучать вопросы изменения климата, вечной мерзлоты, альтернативных источников энергии и так далее.

В состав комплекса войдут две лаборатории и мастерские, конференц-зал, жилые модули, технологический модуль для преобразование водородной энергии в электрическую и тепловую, а также водородные модули — для генерации и хранения топлива. Жить здесь могут до 80 человек — это в основном инженеры, конструкторы и ученые.  

Еще один важный проект в разработке — единая система мониторинга вечной мерзлоты. Ее в ускоренном порядке в 2021 году поручил создать президент России. Систему разрабатывают на базе Росгидромета, она будет представлять из себя 140 скважин с датчиками глубиной до 30 метров для наблюдения за мерзлым грунтом. 

Такие установки должны помочь ученым прогнозировать последствия климатических изменений и учиться предотвращать аварии, вроде той, которая произошла в Норильске в 2020 году. Тогда в почву и воду попало более 20 тысяч тонн нефтепродуктов. А «Норникель», ответственный за разлив нефти, в этом году запустил единый диспетчерский пункт в городе, в который стекаются данные о вечной мерзлоте. В компании отмечали, что это позволит избежать аварий на промышленных объектах «Норникеля» при эксплуатации зданий. Из-за таяния почвы у домов разрушаются фундаменты.

К исследованиям в Арктике подключаются и крупные нефтяные компании. Так, в 2021 году в рамках нацпроекта «Экология» специалисты института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН провели полевые исследования популяции белых медведей. Ученые обследовали девять животных: взвесили их, измерили, взяли пробы крови и шерсти. На трех самок надели ошейники со спутниковым передатчиком для отслеживания их передвижений. Проект финансировала Роснефть по соглашению с Минприроды. 

Газпром с помощью ученых этого же института дважды (в 2019-м и 2021 году) проводил масштабную экспедицию по изучению редкого морского млекопитающего — нарвала. Нарвал — вид-индикатор благополучия арктической экосистемы, поэтому по состоянию популяции можно многое сказать о животном мире в регионе. Во время последней экспедиции исследователям удалось выяснить, что акватория архипелага Земля Франца-Иосифа — сезонное место обитание не только нарвалов, но и белух.

Экологический вопрос

В 2021–2023 годах Россия должна была председательствовать в Арктическом совете – форуме восьми государств, которым принадлежат территории в Арктике. Название программы выглядело многообещающим: «Ответственное управление для устойчивой Арктики». Россия ставила на повестку совместный поиск баланса между экономикой, социальным развитием и защитой окружающей среды. В разделе, посвященном экологической повестке, говорится о потенциале территории как региона низкоуглеродного развития, рациональном использовании природных ресурсов, поддержании здоровья арктических систем. Однако срок председательства фактически сократился вдвое: после начала украинского конфликта семь из восьми членов Совета в знак протеста приостановили в нем свою работу, оставив Россию реализовывать заявленную программу в одиночестве. 

При этом внутри страны о необходимости мониторинга антропогенного воздействия на окружающую среду, предотвращении экологических катастроф, сохранении биоразнообразия и арктических экосистем говорят постоянно. Речь об этом идет и в Стратегии развития Арктики до 2035 года, и в рамках нацпроекта «Экология», и на многочисленных заседаниях по Арктике на высшем и высоких уровнях. 

Экологично ли использование Севморпути?

Многие проекты, в которые Россия инвестирует в Арктике, – преследуют одновременно две цели: обеспечить собственную рентабельность и замедлить климатические изменения. Один из самых неоднозначных — развитие Северного морского пути. Позиция России заключается в том, что Севморпуть помогает снижать выбросы за счет сокращения расстояния перевозок относительно Суэцкого канала.

В обзоре Института исследований развивающихся рынков Московской школы управления «Сколково», на который ссылается издание ТАСС, приводятся такие данные: использование маршрута позволит снизить выбросы парниковых газов на 23%, а если в качестве топлива использовать СПГ, то на 38%. Например, перевозка одного миллиарда тонн грузов по маршруту Шанхай-Роттердам (10,5 тысяч морских миль) приведет к выбросам около 22,3 миллиона тонн СО2. Использование Северного морского пути сократит путь на 2,5 тысячи морских миль, а выбросы — на 5,1 миллиона тонн. В будущем выбросы могут сократиться до нуля  — за счет использования атомного флота, зеленых водорода и аммиака.

Россия намерена к 2030 году сделать этот маршрут круглогодичным. Кроме того, уже в этом году должны начать строительство первого ледокола на СПГ.

При этом в 2019 году крупный французский морской контейнерный оператор CMA CGM объявил, что отказывается от использования Северного морского пути из экологических соображений. В компании отмечали, что маршрут стал судоходным благодаря глобальному потеплению и может поставить под угрозу природную экосистему в связи с возможностью нефтяных разливов, катастроф и столкновения с морскими обитателями.

Производство СПГ

Еще одно направление арктических проектов, которое относят к «чистой» энергетике, — производство сжиженного природного газа (СПГ). Это именно та газовая область, на которую в России делают ставку, хотя экологичность использования СПГ пока под вопросом. При добыче, переработке, перегоне в жидкое состояние и транспортировке сжиженного газа в большом количестве высвобождается метан. Кроме того, много энергии тратится на поддержание жидкого газа в холодном состоянии. 

Недавно Еврокомиссия внесла атомную и газовую энергетику в число переходных зеленых источников энергии, но у этого решения нашлось множество противников — как среди ученых и активистов, так и среди инвесторов. А Люксембург и Австрия собираются оспаривать его в суде.

Тем не менее в 2021 году правительство РФ утвердило долгосрочную программу развития производства сжиженного природного газа с целью занять до пятой части мирового рынка к 2035 году. Хотя производство такого газа требует бОльших затрат, чем трубопроводного, оно меньше подвержено риску санкций. Кроме того, спрос на СПГ постоянно увеличивается: согласно прогнозу Shell, к 2040 году он вырастет вдвое.

Здесь в первую очередь стоит упомянуть проект НОВАТЭКА — «Арктик СПГ-2», он сейчас находится в разработке, первую очередь планируют запустить в 2023 году. НОВАТЭК подчеркивает, что применение новейших технологий значительно снижает негативное влияние на окружающую среду. «За счет северных условий и применения новейших технологий в сфере энергоэффективности эмиссия парниковых газов на тонну произведенного СПГ будет более чем на 30% ниже среднего показателя в этой отрасли», — говорится на сайте компании. Флот газовозов для транспортировки СПГ будет использовать это же топливо, такой вариант более экологичен.

Что будет с проектом НОВАТЭКа в условиях санкций пока понятно не до конца. «Арктик СПГ-2» под прямыми санкциями не находится, однако испытывает побочные. Так, в начале апреля ЕС запретил поставку оборудования для сжижения газа в Россию. В июне стало известно, что американская компания Baker Hughes прекращает обслуживание всех российских СПГ-проектов: отзывает сервисных и проектных инженеров и прекращает отгрузку для «Арктик СПГ- 2» оборудования, в том числе газовых турбин.

Солнце и ветер Севера

Важнейшую часть экологических проектов в Арктике составляют ВИЭ. Дело здесь не только в экологических соображениях, но и в той самой рентабельности: завозить дизельное топливо — дорого и сложно, населенные пункты удалены друг от друга и добираться до них тяжело. 

Лучше всего это направление развито в Якутии. Здесь много маленьких поселков, и создавать для них обычные электростанции невыгодно. Кроме того, в регионе много солнца — оно здесь светит около 2000 часов в год, это в несколько раз больше, чем в Москве, поэтому такие станции очень эффективны. 

Сейчас солнечных электростанций с резервным дизельными генераторами в Якутии 24, строительство самой масштабной завершилось в этом году. В июне в Верхоянском районе Якутии возвели энергокомплекс размером с 10 футбольных полей, в состав которого вошла крупнейшая в Заполярье солнечная электростанция. Она позволит снизить расход дизельного топлива на 28%. Другая СЭС, Батагайская, занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая северная в мире.

Ограничений при использовании солнечных электростанций в северных условиях тоже немало. Это и и длинная полярная ночь, и короткие световые дни большую часть года. Именно поэтому электростанции здесь как правило гибридные, с дизельной составляющей. По словам Владимира Асикритова, руководителя программы «Зеленая энергетика» российского отделения «Гринпис», эффективно использовать солнечные модули можно лишь с мая по сентябрь.

Другой важный проект для Якутии — строительство энергокомплекса в Тикси. В отличие от большинства энергетических объектов в регионе, здесь используется не солнце, а ветер. В 2020 году в поселке заработал ветродизельный комплекс. Главная особенность – в устойчивости к экстремальным температурам. Ветроустановки выдерживают температуру до минус 50 и ветер до 70 метров в секунду. Оборудование, установленное в этом же поселке в 2000-м году, едва выдерживало температуру в минус 20. 

И, наконец, Кольская ВЭС, крупнейшая за полярным кругом. Ее возводят в Мурманской области, между Мурманском и Териберкой. Станция оснащена 57 турбинами, общая площадь территории — 257 гектаров. Ее установленная мощность – 201 Мвт. Это примерно 11% от мощности, которой обладают четыре установки Кольской АЭС. По словам Владимира Асикритова, в будущем на базе ВЭС могут наладить производство зеленого водорода. В арктических условиях, по мере снижения стоимости оборудования и ужесточения экологического законодательства, спрос на него будет возрастать.

Небольшие ВИЭ-объекты появляются на Чукотке, в Ямало-Ненецком автономном округе и даже на Земле Франца-Иосифа — с началом полярного дня нацпарк «Русская Арктика» полностью переходит на солнечную энергетику.

«Но несмотря на кажущиеся локальные успехи ВИЭ-проектов в Арктике, мощность дизельной генерации и электростанций на других видах ископаемого топлива пока многократно превышают показатели ВИЭ. И это соотношение необходимо решительно менять, чтобы сохранить устойчивость арктических экологических систем, во многом определяющих биологическое равновесие и климат Земли», – говорит эксперт. 

Еще один вопрос — как будет развиваться отрасль на волне новых санкций и ограничений. У проектов могут возникнуть проблемы как с поиском инвестиций, так и с необходимыми комплектующими. В апреле датский производитель оборудования для возобновляемой энергетики Vestas заявил о планах свернуть производство в России и прекратить клиентскую поддержку. Его примеру последовали в Lagerway, а затем о выходе из российских проектов объявили и в Fortum. При этом российские компании уверяют, что производство 70% деталей локализовано и причин для беспокойства нет.

***

Арктика — регион, в котором особенно остро ощущается тонкая грань между экономической выгодой и экологической катастрофой. Россия с самым урбанизированным Севером, богатейшими запасами природных ресурсов и высокими темпами нефте- и газодобычи сталкивается с серьезными рисками при освоении территории. 

С одной стороны, регион становится хорошим примером того, как ответственность за сохранение арктической экосистемы разделена между государством и крупными добывающими компаниями. С другой, здесь остается бесчисленное количество экологических проблем. 

История первого и последнего экополиса в СССР: Пущино как пример устойчивого развития

Источник: ecosphere.press