Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-06-10 12:21

4 небесных тела Солнечной системы, которые больше всего пригодны для жизни

Самая большая планета, Марс видео, Сатурн

Не только на Венере могут существовать живые организмы.

Недавно учёные обнаружили признаки жизни на Венере — казалось бы, самой неподходящей для проживания планете. Там идут дожди из серной кислоты, свинец может существовать только в жидком виде из-за сильной жары, а чудовищное атмосферное давление способно уничтожит вас за доли секунды.

Тем не менее некоторые известные науке бактерии и микроскопические организмы способны выживать в чрезвычайно суровых условиях — за это их называют «экстремофилы». Пока что именно деятельностью подобных живых организмов в атмосфере Венеры и объясняется наличие там газа фосфина.

И если жизнь есть в таком неуютном месте, то она может запросто обнаружиться и на других небесных телах. Доктор Гаррет Дориан, исследователь в области солнечной физики, называет ещё четыре места, в которых вероятнее всего можно найти примитивные микроорганизмы.

1. Марс

Марс — самая похожая на Землю планета Солнечной системы. Сутки на нём длятся 24,5 часа, там есть полярные ледяные шапки, которые расширяются и сужаются в зависимости от времени года, а значительная площадь планеты, видимо, когда-то давно была покрыта водой — то есть там имелся океан.

Пару лет назад под Южной полярной шапкой красной планеты с помощью радара на зонде Mars Express обнаружили жидкую воду. А в атмосфере Марса присутствует метан, причём его объём зависит от сезона и даже времени суток. Настоящий источник газа неизвестен, и он вполне может иметь биологическое происхождение.

Возможно, жизнь на Марсе когда-то имелась, учитывая, что раньше условия на нём были гораздо более благоприятными. Сейчас же там тонкая сухая атмосфера, почти полностью состоящая из углекислого газа, и отсутствие магнитного поля. Всё это не обеспечивает сколько-нибудь значимой защиты от солнечного излучения. Однако живые организмы всё ещё могут оставаться на Марсе в подземных озёрах, только добраться до них будет нелегко.

2. Европа

Европа была открыта Галилео Галилеем в 1610 году вместе с тремя другими более крупными спутниками Юпитера. Она немногим больше Луны и вращается вокруг газового гиганта на расстоянии около 670 000 км, совершая оборот за 42,5 часа. Европа постоянно то сжимается, то разжимается под воздействием гравитационных полей Юпитера и других галилеевых спутников (Ио, Ганимеда и Калипсо) — это называется приливным разогревом.

Практически вся поверхность Европы покрыта льдом. Большинство учёных предполагает, что под замёрзшей поверхностью находится огромный океан, который не замерзает из-за приливного разогрева. Глубина его достигает 100 км.

Доказательством существования этого океана служат гейзеры, прорывающиеся сквозь трещины во льду, наличие слабого магнитного поля и неровный ледяной рельеф, возможно, созданный глубинными течениями. Ледяной щит изолирует подземный океан от экстремального холода и космического вакуума, а также от мощной радиации Юпитера.

3. Энцелад

Как и Европа, Энцелад — это покрытая льдом луна (на этот раз Сатурна), у которой может иметься подлёдный океан. Именно это небесное тело впервые привлекло внимание учёных как потенциально обитаемый мир, когда возле его Южного полюса неожиданно обнаружили гейзеры. Струи воды вырываются из трещин в поверхности и из-за слабого гравитационного поля Энцелада улетают брызгами прямо в космос.

В этих гейзерах была обнаружена не только вода, но и множество органических молекул, а также, что особенно важно, крошечные крупинки твёрдых силикатных частиц. Они могут присутствовать, только если вода в океане подо льдом контактирует со скалистым дном при температуре не менее 90 °С. А это убедительное доказательство существования на Энцеладе гидротермальных источников, обеспечивающих и необходимые для жизни вещества, и тепло.

4. Титан

Титан — самый большой спутник Сатурна и единственная луна в Солнечной системе, имеющая более или менее плотную атмосферу. Он покрыт густыми облаками сложных органических молекул, и на его поверхности идут дожди — но не из воды, а из метана. Рельеф тут представлен песчаными дюнами, движимыми ветром.

Атмосфера Титана состоит в основном из азота — важного химического элемента, участвующего в построении белков во всех известных земных формах жизни. Радиолокационные наблюдения выявили наличие на планете рек и озёр из жидкого метана и этана и возможное присутствие криовулканов, извергающих не лаву, а воду. Это говорит о том, что Титан, как и Европа с Энцеладом, располагает запасом жидкой воды под поверхностью.

На Титане холодновато (?180 °C), но обилие сложных химических веществ заставляет предполагать, что там есть примитивные формы жизни — правда, не похожие ни на какие известные земные организмы.