Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-05-20 13:01

Куда на самом деле упал Тунгусский метеорит

упавший метеорит

17 июня 1908 года в 7 часов утра жителей фактории Ванавара и обитателей чумов, разбросанных по берегам таежных речек в районе Подкаменной Тунгуски, насмерть напугало странное явление: по небу промчалось какое-то огненное тело, раздался страшный взрыв, полыхнуло так, будто ударили тысячи молний, от страшного удара и волны горячего воздуха начали падать горящие деревья…

Странные явления наблюдали не только обитатели этого малонаселенного уголка сибирской тайги. Мощный сейсмический удар зафиксировали обсерватории по всему свету, даже расположенные в западном полушарии. Вплоть до конца июня ночи не только в Сибири, но и в Европе, вплоть до берегов Атлантического океана, были непривычно светлые, а в небе плыли светящиеся облака.

Это событие вошло в историю как «падение тунгусского метеорита». Правда, уже через некоторое время появилось другое название – «тунгусский феномен». Все дело в том, что никакого метеорита найти так и не удалось.

Куда же он исчез?

Экспедиция под руководством Л.А. Кулика

Тунгусский феномен случился в 1908 году, но первую научную экспедицию снарядили лишь 19 лет спустя – в 1927 году. Возглавил ее минералог Л.А. Кулик. Экспедиция Кулика работала в районе Подкаменной Тунгуски еще несколько раз, вплоть до 1938 года. Было обнаружено множество интереснейших артефактов, в том числе крохотные шарики внеземного вещества, хорошо описано место эпицентра взрыва – его Кулик определил по радиусу падения деревьев, определены координаты точки взрыва — 60°54’07" с.?ш., 101°55’40" в.?д. Но сам метеорит так и не был обнаружен.

Отчеты о работе группы Кулика были собраны и опубликованы одним из участников экспедиций, Е.Л. Криновым, в книге «Тунгусский метеорит», вышедшей уже в 1949 году. Сам Кулик во время войны сражался в рядах ополчения, попал в плен и умер от тифа.

Эта книга является основополагающим трудом по Тунгусскому феномену и именно с нее начинают свою деятельность все, кто пытается понять, где же в действительности находится место падения знаменитого метеорита.

Гипотеза Кулика – метеоритная

Сам Кулик придерживался мнения, что «тунгусский феномен» является большим метеоритом. Впервые на эту идею его навела заметка, опубликованная в газете «Сибирская жизнь», в которой рассказывалось о том, что кто-то, якобы, видел в месте падения верхушку торчащего из земли камня. Заметка была из разряда «газетных уток», и совершенно не подтвердилась впоследствии. Тем не менее Кулик считал, что на землю прилетел метеорит, который не удалось отыскать из-за того, что он разрушился в момент падения. Доказательством верности своих взглядов он считал найденные в районе эпицентра взрыва шарики из внеземной породы и воронки, которые он считал местом падения осколков в болотистую почву.

Однако, такого рода магнетитовые и силикатные шарики, которые действительно могут иметь внеземное происхождение, часто обнаруживаются и в других местах. Воронки или «кратеры», описанные Куликом, на деле являются термокарстовыми ямами, которые образуются в районах вечной мерзлоты из-за неравномерного проседания почвы.

В начале пятидесятых годов в качестве вероятной точки падения метеорита или его крупного осколка указывали место, которое носило название Южное болото. В статье, опубликованной в журнале «Наука и жизнь» (№9, 1951 год) было сказано, что воронка от падения небесного тела в болото затянулась илом и исчезла.

В 1958 году экспедиция Комитета по метеоритам Академии наук СССР не подтвердила это предположение. Ученые склонялись к мысли, что небесное тело распалось в воздухе на столь мелкие частицы, что искать их след на земле не представляется возможным.

Не метеорит, а комета?

Геохимик В.И. Вернадский в 30-х годах предположил, что ни воронки от падения метеорита, ни самого метеорита найти не удалось и не удастся по причине того, что метеорита как такового не было. Было ядро кометы, которое, как известно, имеет весьма рыхлую структуру, состоящую из космической пыли и льда. Оказавшись в земной атмосфере, космический лед неизбежно испарится. Впрочем, возможно, что испарится не сразу. В дневниках Кулика, которые он вел во время экспедиций, есть сообщение о какой-то ледяной глыбе, прикрытой торфом. В условиях мерзлоты – дело довольно обычное, поэтому ученый и не обратил на этот лед особого внимания. Однако, уже в наше время физик Г. Быбин предположил, что этот лед имел внеземное происхождение.

Теорией «ледяной кометы» можно объяснить и странные светящиеся облака, которые были видны в небе над Европой. Облака были насыщены пылью и влагой, что вызвало необычный оптический эффект.

Против этой гипотезы можно выдвинуть тот факт, что ни одна из земных обсерваторий не зафиксировала в 1908 году приближение к земле кометы.

Место падения – озеро Чеко

В 1999 году в районе Подкаменной Тунгуски работала итальянская экспедиция во главе с Джузеппе Лонга. Экспедицию финансировал Болонский институт морской геологии. Итальянцы предполагали, что метеорит или один из его крупных осколков можно будет разыскать на дне озера Чеко, которое расположено в 8 километрах от эпицентра взрыва.

Они тщательно исследовали озеро и обнаружили, что водная гладь образует почти правильную окружность и глубина его доходит до 50 метров. Но самое интересное: дно озера имеет коническую форму. На этом основании итальянцы предположили, что озеро образовалось в результате удара небесного тела о землю. Именно так они объяснили коническую форму дна.

Метеорит взорвался в воздухе, один из его обломков рухнул на землю в болотистой местности, падение было «мягким» – так Лонга объяснил отсутствие поваленных деревьев вокруг озера. В получившуюся воронку собралась вода, и образовалось озеро.

В 2016 году предположение итальянцев решили проверить российские ученые. И оказалось, что озеро намного старше «тунгусского феномена», ему не менее 8 тысяч лет.

Таким образом, в наше время вопрос о месте падения метеорита или его обломков, остается поводом для дискуссий.