Место слияния Оки и Волги долгие годы является одной из главных достопримечательностей Нижнего Новгорода. Красотой и просторами Стрелки восхищаются жители и гости столицы Приволжья, однако весенний разлив двух великих рек приносил в XIX-XX веках и немало страданий жителям.
В 1817 году Макарьевскую ярмарку перенесли на Стрелку, а некоторое время спустя талантливому инженеру Августину Бетанкуру было поручено возведение постоянного здания Нижегородской ярмарки, которую в те времена называли «нижегородской Венецией», так как её территория постоянно затоплялась во время весеннего половодья.
Одни из крупнейших наводнений случились в Нижнем Новгороде в 1896, в 1908 и в 1926 годах
Например, в 1896 году, когда в городе прошла Всероссийская промышленная и художественная выставка, на Волге случился сильнейший весенний паводок. Волнение талых вод было настолько сильно, что оно уносило надворные строения, дома, крыши и заборы. В тот год вода подступила к Староярмарочному собору и затопила Самокатную площадь с аттракционами и трактирами.
А из-за наводнения 1908 года без крова осталось около 70 тысяч человек. Оно было обширным и долгим. Ему предшествовала очень снежная зима, которая закончилась внезапной оттепелью и проливными дождями. Метровые волны, поднятые ветром, срывали с якорей суда, смывали деревянные дома и разбивались о стены многоэтажных строений. В тот год половодье на Оке было сильнее, чем на Волге. По свидетельствам жителей, воды в притоке стало столько, что Волга в месте его впадения поворачивала вспять. Это половодье продолжалось около полутора месяцев.
Паводок мая 1926 года был одним из сильнейших в истории города. Тогда воды затопили не только жилые строения, но и заводы «Красная Этна», «Красный якорь», «Двигатель революции», «Красное Сормово». А в цех последнего из-за плохой видимости даже врезался пароход. 8 мая 1926 года шедший вниз по Волге пароход «Орелъ», сбившийся с курса из-за снегопада, врезался в один из затопленных цехов завода «Красное Сормово»!
Завод «Красное Сормово» в своей газете признавал: «В судокотельном цехе разорение – провалились нагревательные печи… Залиты все прессы, печи, горны в штамповальном, рессорном и фабрично-обрубном цехах… <…> Водная стихия одолела гигант-завод».
Уровень воды каждый день увеличивался на один-два метра. Жители Сормова, Починок и Копосова переселялись на верхние этажи общественных зданий, откуда их эвакуировали с помощью парохода и барж. Движение поездов и трамваев было парализовано. Наводнение привело к появлению мародёров, которых губернской чрезвычайной комиссией было приказано расстреливать на месте. Чиновников, которые плохо боролись с паводком, арестовывали. Уровень воды был настолько высоким, что поднялся выше телеграфных столбов. Из-за этого полностью прервалась связь с Балахной, а Павлово и Городец лишились воды и света.
Железнодорожное сообщение было парализовано, так как залило Московский вокзал, часть перегона до Растяпино (ныне Дзержинск), в селе Бор вода дошла до станции Моховые Горы, а под Гороховцом на реке Клязьма поднялась прямо под железнодорожный мост. Там можно было наблюдать просто-таки невероятное зрелище: над водной гладью торчали только фермы пролетов, а паровозы и вагончики ехали практически по реке!
Руководство Советского Союза стремилось предотвратить повторение таких паводков. Поэтому в 1930 года началось строительство гидроэлектростанций, которые дали возможность регулировать и снижать пик половодья. Не смотря на это, в 1979 году уровень воды поднялся выше максимального значения в 77 метров по Балтийской системе и дошёл почти до верхней кромки Нижневолжской набережной. В тот год были затоплены жилые дома в Сормовской районе города. Но бедствий подобно тем, что накрыли город в 1926 году, на территории региона больше не было. Строительство водохранилища и ГЭС привело к изменениям природного цикла Волги, в результате чего уменьшились и уровень, и разливы воды