Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-01-06 10:49

Антрополог Станислав Дробышевский — об открытиях российской археологии

археологические раскопки 2021

Денисова пещера (Фото: Shutterstock)

Российские археологи подарили мировой науке много интересных открытий. Где на территории России жили древние люди и как исследуют их стоянки, рассказываем в материале РБК Трендов

Палеоантропология и археология — две фундаментальные науки о прошлом. Палеоантропологи изучают эволюцию людей и человекообразных обезьян на основе ископаемых останков. Археологи рассматривают прошлое человечества с точки зрения его культуры и изменений в обществе с течением времени. На территории России сохранилось много следов стоянок и жилищ древних людей, а российские ученые вносят огромный вклад в обе эти науки.

Открытия в Денисовой пещере

Обнаружение денисовцев — вымершего подвида Homo Sapiens — произошло на Алтае, в Денисовой пещере. Раскопки там велись начиная еще с 1980-х годов — правда, тогда еще не было понятно, что найденные зубы принадлежат особому подвиду человека. Это произошло в 2010 году, когда исследования ДНК показали, что геном денисовского человека не только не похож на геном современного человека, но и не совпадает с геномом неандертальцев. При этом из других образцов, найденных в Денисовой пещере, удалось выделить ДНК неандертальцев. Ученые пришли к выводу, что неандертальцы и денисовцы жили в пещере в одно время, периодически сменяя друг друга. Антрополог Мария Медникова, которая занималась исследованиями денисовцев, назвала Денисову пещеру «пещерой всех людей».

В августе 2018 года ученые сделали еще одно интересное открытие: они проанализировали ядерный геном 13-летней девочки Denisova 11 и выяснили, что на 38,6% аллелей он соответствует неандертальскому геному, а на 42,3% — денисовскому. Это значит, что девочка оказалась метисом первого поколения: она была рождена от матери неандерталки и отца денисовца. Археологам очень повезло с находкой, ведь вероятность найти подобный образец крайне мала.

Ядро коллектива, изучающего денисовцев — российские ученые. Самые громкие имена среди антропологов — Мария Медникова, Мария Добровольская и Александра Бужилова, а среди археологов — Анатолий Деревянко и Михаил Шуньков. Кроме раскопок и исследования останков в Денисовой пещере проводят исследования флоры, фауны, климата, геологии. Всем этим тоже в большей степени занимаются российские ученые.

Исследования неандертальцев

На Алтае находят не только останки денисовцев — есть и останки неандертальцев. Больше всего их нашли в Чагырской пещере — около 70 образцов. Палеогенетические исследования показали, что это не та ветка неандертальцев, которые жили в Денисовой пещере — чагырские неандертальцы пришли туда заметно позже. По образцам ДНК, найденным в этой пещере, удалось сделать много открытий о древних людях. Например, их устойчивость к боли оказалась значительно меньше, чем у современного человека. С другой стороны, выяснилось, что у этих неандертальцев была склонность к психическим расстройствам — например, синдрому гиперактивности и дефицита внимания. Кроме того, у них была сильно выражена склонность к преждевременным родам и большая детская смертность — это повлияло на численность популяции.

К тому, что неандертальцы «растворились» в потоке кроманьонцев, привело еще и сильное различие генов между подвидами, из-за которого многие гибриды мужского пола рождались бесплодными. Все эти палеодемографические расчеты в значительной степени строятся на данных о генетике алтайских неандертальцев.

Стоянки неандертальцев есть на Кавказе — например, в Мезмайской пещере. Последние 30 лет исследования там проводятся Северо-Кавказской палеолитической экспедицией под руководством Любови Головановой. В 1993 году там нашли череп и скелет двух младенцев. Эти останки принадлежат одним из самых последних существовавших неандертальцев. Причиной их вымирания послужил не приход кроманьонцев, а некие природные катастрофы — судя по обнаруженным слоям пепла, это были извержения вулкана. Первым было извержение Эльбруса около 45 тыс. лет назад, вторым — извержение Казбека. Оно произошло позже — около 40 тыс. лет назад.

Другие последние неандертальцы вытеснялись кроманьонцами к северу. Например, в Брянской области есть стоянка Хотылево.

Там работает экспедиция под руководством Александра Очередного. При раскопках нашли останки как очень древних, так и самых поздних неандертальцев.

Стоянки кроманьонцев

Костенки — стоянки древнего человека времен палеолита, обнаруженные в Воронежской области. Раскопки здесь проводят уже около 150 лет — стоянку «Костенки-1» в 1879 году обнаружил археолог Иван Поляков, а более подробное изучение памятников началось в 1920-е годы.

Жилища кроманьонцев, найденные в Костенках, представляли собой шалаши, основами которым служили кости мамонта. Некоторые их них были вытянутыми и большими: например, в 1930 году Петр Ефименко обнаружил жилище размером 36 м в длину и 15 м — в ширину. Различные ямки использовались как хранилища и кладовые. Другие жилища были меньше, очаг располагался по центру. Для строительства, кроме костей мамонта, использовали земляные насыпи, дерево и шкуры животных.

На стоянках обнаруживают остатки бытовых предметов, орудий труда и украшений — налобных обручей, бус, браслетов, нашивок для головных уборов и одежды. Кроме того, археологи нашли десять «костенковских венер» — фигурок женщин, сделанных из кости или камня.

На юге Московской области есть стоянка Зарайск, которая частично расположена прямо на территории Зарайского кремля. Одна из главных находок на этой стоянке — статуэтка бизона из бивня мамонта. Она лежала в ямке на специальном «подиуме». С одной стороны фигурка была повреждена острым предметом, а с другой — выкрашена охрой в красный цвет, обе левые ноги были отломаны. Ученые Сергей Лев и Хизри Амирханов, работавшие там, пришли к выводу, что статуэтку специально «захоронили» в ходе магического охотничьего обряда. Фигурка изображала молодую бизониху, легкую добычу, которую предполагалось таким же образом поймать и убить в реальности.

За все годы исследований в Зарайске ученые убедились, что имеют дело с высокоорганизованной первобытной культурой — об этом свидетельствуют найденные произведения искусства, сложные орудия труда и организованная структура поселения. Сейчас экспедицией руководит Сергей Лев — кроме археологов там работает масса других специалистов, включая палинологов, зоологов и антропологов.

Источник: trends.rbc.ru