Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2021-11-28 20:05

Наблюдение за звёздным небом на этой неделе с 27 ноября по 3 декабря 2021 года!

Планета Юпитер

#SkyThisWeek

Темой этой недели становится естественный спутник Юпитера - Европа. Европа - это большой естественный спутник Юпитера, являясь одним из двух наиболее интересных небесных тел нашей Солнечной системы. Четыре основных спутника Юпитера были открыты ещё Галилео Галилеем в 1610 году. Их назвали галилеевыми спутниками и их можно было наблюдать с Земли с помощью такого оптического инструмента, как телескоп, и даже с помощью бинокля. Благодаря нашим современным технологиям, для того, чтобы совершить путешествие к Европе - нам потребуется меньше 1 года. Юпитер - крупная и наиболее массивная планета Солнечной системы. Её сила притяжения - сильная и достаточная для того, чтобы притягивать к себе десятки естественных спутников. На сей момент, известно о существовании 79 спутников на орбите вокруг этой планеты. Европа - уникальное небесное тело, отличающееся от любого другого тела в Солнечной системе. Поверхность этого спутника испещрена различными расщелинами, хаотически и явно смоделированными равнинами, на спутнике имеются айсберги и криовулканы (вид вулканов на некоторых планетах и других небесных телах, существующие в условиях низких температур), и даже океан, скрытый верхним поверхностным слоем спутника. Четыре больших спутника Юпитера получили названия в честь нимф Зевса, из древнегреческой мифологии. Европа была дочерью финикийского царя Агенора, и имя её предположительно происходит от финикийского слова - "заход", т.е., запад., и имела от союза с Зевсом, верховным божеством Олимпа, несколько детей.

Галилеевы спутники сформировались из остатков материи, оставшейся после того, как Юпитер уплотнил своё изначальное ядро из газа и пыли, материи, расположенной вокруг Солнца, в начале истории Солнечной системы. Европа по своему размеру немного уступает земной Луне. Её диаметр достигает 3100 километров, что в 4 раза меньше диаметра нашей планеты (диаметр которой составляет 12700 километров). Европу наблюдали вблизи во время полётов 5 космических зонд-аппаратов: Пионер-10; Пионер-11, Вояджер-1; Вояджер-2 и Галилео. Исследование человеком Европы начнётся тогда, когда будет изобретено соответствующее оборудование. Атмосфера этого спутника Юпитера состоит из кислорода и водяного пара, но она чрезвычайно тонкая и не подходит для человеческого дыхания. Помимо малого содержания кислорода в атмосфере, на поверхности Европы - очень холодно, показатели температуры достигают отметки в -160 °С в экваториальных районах спутника и отметки в -220 °С на полюсах. Там так холодно, что кора спутника стала такой твёрдой, как будто это гранит. Европа располагается в 670 тысячах километрах от Юпитера, что почти в 2 раза дальше расположения нашей Луны от Земли, в то время, как Юпитер находится на среднем расстоянии удаления от Солнца в 780 миллионов километров. Принимая во внимание удалённость от Солнца, солнечный свет, получаемый Европой в 25 раз слабее того света, что получает Земля. Даже располагаясь на таком дальнем расстоянии от Солнца, поверхность Европы имеет очень высокий потенциал отражения света, поскольку состоит из замороженной воды. Она отражает в 5 раз больше солнечного света, чем земная Луна.

Поверхность Европы, состоящая из замёрзшей воды, пересечена различными длинными трещинами, и распространены они по всей сфере. Кратеры и горы - довольно редкое явление, поскольку поверхность спутника - динамична, и периодически может заново покрываться льдом. Многие трещины на Европе состоят из красноватого материала, и их состав пока точно не известен, но вероятней всего, содержат в своём составе разные соли и серу, которые при смешивании с водой под воздействием солнечной радиации - видоизменяются. Трещины и особая форма поверхности спутника - формируются из-за приливных сил, образующихся из-за силы притяжения Юпитера и соседних спутников - Ио и Ганимеда. Сильная сила притяжения Юпитера оказывает воздействие сначала на те районы спутника, которые ближе всего находятся к планете, а уж затем влияние распространяется и на отдалённые от планеты районы спутника, кроме того, гравитационное воздействие на Европу также оказывают спутники Ио и Ганимед. Те колебания, которые испытывает на себе Европа, вызывают возникновение трещин на её ледяной поверхности, приводя в движение всю структуру, высвобождая тем самым минеральные воды и разогревая внутреннюю часть спутника. Под поверхностью Европы может существовать океан, глубина которого может достигать 150 километров, что в 13 раз больше глубины Марианской впадины, самой глубокой части мирового океана нашей Земли. Европа, главным образом, состоит из мантии скальной силикатной породы, водно-ледяной коры и железного ядра. Этот подповерхностный океан должен содержать в 2 раза больше воды, чем мы имеем воды в нашем Мировом океане на Земле.

Наиболее недавние наблюдения за спутником проводились с помощью Космического Телескопа Хаббл и Обсерватории Кек, расположенной на Гавайских островах. Химический состав атмосферы был изучен с помощью инфракрасного света, выпускаемого и поглощаемого. Также на Европе были обнаружены большие водные султаны, выбрасываемые криовулканами, достигавшие высоты в 200 километров над поверхностью спутника. Криовулканы также именуют в качестве ледяных вулканов, которые извергают легко испаряющиеся вещества, такие как вода, аммиак или метан вместо лавы. Эти водные струи (султаны) вырываются из расщелин, которые распространены по всей поверхности этого спутника. Вода оказалась колыбелью жизни на Земле, поскольку она создавала условия для того, чтобы молекулы растворялись и соединялись. На Европе такое же произойдет при нашем первом контакте с другим видом, который не присущ нашей планете. Европа - это самое перспективное место с точки зрения обнаружения любой формы жизни в нашей Солнечной системе, помимо Земли, поскольку её океан может иметь все условия для развития форм жизни. Обычно мы думаем, что для возникновения жизни необходимы те условия, которые очень схожи с земными, такие как, например, отдалённость от нашей главной Звезды, температура, геология и т.д. Те формы жизни, которые нам известны требуют 3 главных условия для существования: жидкая вода; соответствующие химические элементы и источник энергии. На Европе есть в изобилии вода, контактирующая со скальными породами и соответствующими химическими элементами. А вот энергия, необходимая для биохимической эволюции, возможно, находится в самых глубинах этого спутника. Океан Европы не получает солнечную энергию, но разогрев, вырабатываемый приливными силами, может инициировать активность гидротермальных источников, спрятанных в его глубинах, тем самым поставляя питательные вещества для развития форм жизни. Во всяком случае, всё это представляет большой интерес для последующих исследований!!!

Суббота, 27 ноября: Примерно в 19:00 или в 20:00 вечера астеризм Большой Квадрат Пегаса покоится в своём выравненном положении очень высоко на юге. Его западная сторона указывает, что очень далеко внизу располагается Фомальгаут. А восточная сторона этого астеризма направлена вниз на ? "Кита" или Дифду. Если мы спустимся вниз и у наблюдателя будет хороший обзор южного горизонта - при условии, что широта наблюдателя не южнее Мадрида или Баку - перед нашими глазами предстаёт равносторонний треугольник с Фомальгутом и Дифдой в качестве его верхних углов. Возле третьей точки этого треугольника располагается ? "Феникса" или Анкаа. (Средневековые арабские астрономы определяли созвездие как маленькое судно, где находился Феникс, также другое популярное имя звезды - Наир Аль-заурак, ярчайшая звезда корабля. Анкаа представляет собой оранжевую звезду спектрального класса К0, двойную звёздную систему). Звёздная величина звезды составляет +2.4, в принципе, это не яркая звезда, но зато ярчайшая в этой области неба. В 01:36 по ЦЕВ (Центрально-европейскому времени) Луна находится в 4.4° к северу от Регула, самой яркой звезды в созвездии "Льва". Луна освещена на 55%. В 13:28 по ЦЕВ Луна находится в фазе последней четверти. Теперь левая половина диска Луны - освещена, и Луну можно видеть главным образом рано утром.

Воскресенье, 28 ноября: Сейчас хорошее время для поиска отражающей туманности NGC 1555 в созвездии "Телец" - переменной туманности Хайнда. Эта туманность является переменной и подсвечивается звездой Т "Тельца". Эта туманность была открыта 11 октября 1852 году английским астрономом Джонем Рассел Хайндом. Сияющие очертания Млечного Пути этим вечером оказываются высоко в небе. С наступлением вечерней темноты, он тянется дугой от созвездия "Орла" на западе-юго-западе к созвездию "Лебедь", которое расположилось высоко на западе и к созвездию "Кассиопеи", находящемуся на северо-востоке. Сейчас можно сосредоточить внимание на созвездии "Кита", которое восходит на востоке с заходом Солнца. Позвольте созвездию подняться выше, затем нацельте телескоп или бинокль на красивую спиральную галактику М 77. Чтобы найти М 77, сначала найдите звезду ? "Кита" (Фикохрома - редко используемое название этой звезды, что с греческого языка означает "цвет водорослей"), которая располагается к югу от астеризма - Голова Кита. М77 находится чуть менее в 1° к востоку-юго-востоку от Фикохромы. В бинокль вы увидите М 77 как тусклое овальное свечение, а с телескопом и большим увеличением, можно будет различить тусклые спиральные рукава галактики.

Понедельник, 29 ноября: Какое наиболее привлекательное звёздное скопление в созвездии "Тельца", после скопления Плеяд и Гиад? Возможно, нам стоит обратить внимание на NGC 1647, объект, расположенный между воображаемыми рогами созвездия "Тельца", всего в нескольких десятках градусах от Альдебарана и скопления Гиады. Расположение данного скопления найти легко: оно образовывает почти равносторонний треугольник с Альдебараном и другим концом Гиад в форме латинской буквы V. Почти рядом у его южного края можно обнаружить отличную оптически двойную звезду. В этом скоплении находится примерно 89 звёзд. Ранние утренние часы между полуночью и восходом Солнца - лучшее время для наблюдения за кометой 67Р / Чурюмова-Герасименко, проходящая через границы созвездия "Рака". В настоящее время эта комета 9-ой зв. величины находится менее чем в 7.5° к северу от центра скопления "Улей" (М44). Сегодня Солнце покидает границы созвездия "Скорпион" и входит в границы созвездия "Змееносец". В 05:39 по ЦЕВ, Меркурий находится в верхнем астрономическом соединении. Самая ближняя к Солнцу планета движется за ним, а потому при наблюдении с Земли её не видно. Планета проходит не точно за Солнцем, а в 0.7° к югу от него и не покрывается Солнцем. В верхнем астрономическом соединении, планета находится на максимальном расстоянии удаления (1451 а.е) от Земли, после чего Меркурий меняет утреннее на вечернее небо.

Вторник, 30 ноября. Сегодня Венера, Сатурн и Юпитер выстраиваются в одну линию в вечернем небе. Через 1.5 часа после заката Солнца, вы увидите сверкающую Венеру на высоте более 8° над юго-западным горизонтом, а слева от неё вы легко обнаружите Сатурн и Юпитер. Все эти три планеты достаточно яркие, чтобы можно было видеть их невооружённым глазом, и даже из города. Но их визуальное разделение - очень большое, более 18° видимо разделяют Венеру и Сатурн - а их расположение также представляет интерес, ибо они находятся практически на эклиптике, на небесной сфере. Вообще, их очень трудно пропустить, Венера с величиной -4.9 располагается среди звёзд созвездия "Стрельца", Сатурн находится в границах созвездия "Козерога" и сияет с величиной -0.6. Восточнее Сатурна на визуальном расстоянии в 16.5° располагается Юпитер, сверкающий с величиной -2.3, и сейчас его можно видеть чуть более в 2° к северо-востоку от Денеб Альгеди. Из этих трёх планет, первой заходит Венера, поэтому стоит сначала на ней сосредоточить своё внимание.

Среда, 1 декабря: Сегодня Нептун становится неподвижным на фоне звёзд созвездия "Водолея". Самая далёкая планета Солнечной системы уже находится на высоте в 39° через час после заката Солнца. Чтобы увидеть эту планету с величиной 7.7, вам понадобится бинокль или хороший телескоп. Крошечный размер Нептуна обусловлен его удалённостью, сейчас он находится на расстоянии в 4.5 миллиарда километров от Земли. Чтобы найти планету, сначала найдите ? "Водолея", затем посмотрите в 3° к востоку-северо-востоку, и найдите маленькую чуть заметную точку света, которая сверкает серо-голубым светом. Это Нептун. В течение ноября планета перемещалась на юго-запад, постепенно приближаясь к ?. Теперь она изменит свой курс, перемещаясь на северо-восток, она медленно будет удаляться от этой звезды. В 05:15 по ЦЕВ Луна располагается в 4.9° к северо-востоку от Спики, ярчайшей звезды созвездия "Дева". Эти два небесных тела окажутся над восточно-юго-восточным горизонтом, на примерной высоте в 8°, с визуальным расстоянием друг от друга в 5.1°. Луна освещена на 14%. В 05:24 по ЦЕВ Меркурий находится в 3.7° к северу от Антареса. Звёздная величина Меркурия сейчас составляет -0.8 зв. вел.

Четверг, 2 декабря: Сегодня комета Леонард (С1/2011 А1), вероятно сверкающая с 6-ой зв. величиной, проходит мимо М3. Комета оказывается высоко на востоке перед наступлением первых бликов вечерних сумерек, пересекая границы созвездий "Гончие Псы" и "Волопаса". Сегодня вечером эту комету можно будет найти менее чем в 1° ниже шарового звёздного скопления М3, 7-ой звёздной величины. Примерно к 10 и 11 декабря, комета достигнет своего пика свечения, но всё равно останется довольно тусклым объектом, сверкающим с 4-ой или 5-ой звёздной величиной. Луна находится в фазе убывания, а её диск освещён примерно на 4%.

Пятница, 3 декабря: Вега всё ещё сверкает довольно высоко на западе-северо-западе после наступления темноты. Ярчайшей звездой, оказывающейся над ней - это Денеб, отмечающая вершину Северного Креста. В 00:47 по ЦЕВ, Меркурий находится в точке афелия на своей орбите вокруг Солнца. В настоящий момент Меркурий располагается на расстоянии 0.467 а.е (астрономических единиц) или в 69.817 миллионах километрах от Солнца. В 07:30 по ЦЕВ, Луна затмевает Марс (+1.8), в границах созвездия "Весы". Эти два объекта можно будет увидеть над юго-восточным горизонтом, на примерной высоте в 3°, и на визуальном расстоянии в 4.2° друг от друга. Диск Луны приблизительно освещён на 2%.

Удачных наблюдений!!!