Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2021-10-26 15:05

Астрономы сфотографировали молодую экзопланету на расстоянии более 400 световых лет

Экзопланета 2M0437b подтвердила свой статус благодаря дополнительным наблюдениям с помощью телескопа Кека на Гавайях. Впервые она наблюдалась телескопом Субару в 2018 году. Однако требовались дополнительные наблюдения. Они утвердили 2M0437b в статусе экзопланеты, а также позволили уточнить некоторые детали о ней.

Само по себе обнаружение экзопланеты методом прямого наблюдения – явление достаточно редкое. Чаще всего их открывают транзитным методом. В этот раз получилось сфотографировать планету. Причем она достаточно молодая, одна из самых молодых экзопланет среди известных, поэтому наблюдения за ней могут позволить лучше узнать эволюцию планетных систем, поскольку пока 2M0437b изучалась только не самыми мощными наземными телескопами, и у человечества будет возможность лучше ее рассмотреть с помощью более совершенных механизмов.

«Это случайное открытие пополнило список редких экзопланет, которые мы можем наблюдать напрямую с помощью наших телескопов, - сказал астроном Эрик Гайдос из Гавайского университета. – Анализируя данные, мы сможем кое-что сказать о составе планеты и, возможно, о том, как и где она образовалась в газопылевом диске около звезды».

Экзопланета 2M0437b очень большая, в 3-5 раз массивнее Юпитера, и находится далеко от своей звезды – примерно в 100 а.е. Обычно экзопланеты на таком расстоянии от своих звезд слишком холодны, чтобы испускать инфракрасное излучение, но здесь помогает молодость 2M0437b. Ей всего несколько миллионов лет, и она еще относительно горячая из-за процессов планетарного формирования. Ее температура превышает 1100 градусов по Цельсию. Это инфракрасное излучение помогло рассмотреть планету на расстоянии в 417 световых лет.

После обнаружения 2M0437b в 2018 году за ней в течение трех лет наблюдали в ближнем инфракрасном диапазоне, подтвердив, что этот объект является планетой на орбите звезды 2M0437. Сама звезда относится к М-классу и имеет массу 0,15-0,18 солнечной массы с температурой поверхности около 3 тысяч градусов по Цельсию.