Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2021-09-15 16:03

Планетологи нашли очень молодую вулканическую область на Венере

Планета Венера, вулканы последние новости

Планетологи нашли доказательства того, что регион Имд на Венере, содержащий крупный вулкан Идунн, может быть одной из самых молодых в геологическом плане областей планеты, в котором до сих пор способны идти вулканические и тектонические процессы. В пользу этого говорят найденные тектонические трещины и застывшие потоки лавы, возраст которых может составлять всего несколько тысяч лет. Статья опубликована в журнале Solar System Research.

Вулканические возвышенности на Венере связаны с наличием активных мантийных плюмов под поверхностью планеты и, в основном, наблюдаются вдоль экватора. Можно выделить несколько типов таких возвышенностей, различающихся морфологией, все они считаются очень молодыми областями Венеры. Данных наблюдений за подобными формациями крайне мало, при этом их исследования важны с точки зрения понимания прошлой и настоящей геологической истории Венеры. В частности, ученые хотят получить ограничения на содержание летучих веществ, таких как вода или углекислый газ, в мантии планеты, понять насколько быстрым был процесс изменения поверхности Венеры за счет вулканизма и определить, идут ли до сих пор тектонические и вулканические процессы на Венере.

Группа планетологов из Италии, Испании, России, Финляндии и США во главе с Пьеро д'Инчекко (Piero D’Incecco) из Университета Д'Аннунцио в Кьети-Пескара опубликовала результаты исследования региона Имд (Imdr Regio) в южной части планеты вблизи ее экватора на основе данных радиолокационных наблюдений, проведенных автоматическими аппаратами, а также спектроскопических данных инструмента VIRTIS, установленного на борту орбитального аппарата «Венера-Экспресс».

В Имд есть два любопытных с геологической точки зрения объекта — 200-километровый вулкан Идунн (Idunn Mons) и 17-километровый кратер Сандел (Sandel). В случае горы Идунн ученые обнаружили, что ее верхняя часть и восточный склон демонстрируют аномальную отражательную способность при наблюдениях на длине волны 1 микрон. Это указывает на химически невыветренные поверхностные отложения, богатые железом, что интерпретируется как потоки лавы возрастом не старше 2,5 миллионов лет, а возможно лишь 250 тысяч лет. В случае кратера Сандел, возрастом в 75–350 миллионов лет, наблюдается трещины и грабен, разрушающие южную часть вала кратера и его дно, что является прямым доказательством недавней тектонической активности после образования кратера.

Радиолокационное изображение горы Идунн с наложенными на нее данными, полученными инструментом VIRTIS. Цветовая окраска показывает аномалию излучательной способности поверхности Венеры/

Piero D’Incecco et al. / Solar System Research, 2021

Радиолокационное изображение потоков лавы в юго-восточной части кратера Сандел. Черными стрелками показаны трещины, скрытые лавой, белыми — трещины, идущие поверх лавовых потоков.

Piero D’Incecco et al. / Solar System Research, 2021

Лабораторные исследования показали, что оливину и базальту потребуется от нескольких недель до месяцев для окисления в условиях поверхности Венеры, в то время как выветривание пироксена займет больше времени. Это означает, что потоки лавы, наблюдаемые в регионах Имд, Фемида и Диона, на самом деле могут иметь возраст всего несколько тысяч лет, но не более десяти тысяч лет, что крайне мало по геологическим меркам. В пользу молодости региона говорит также локальное понижение скорости ветра на высоте нижней границы облачного слоя, которая может быть вызвана продолжающимся вулканизмом, однако возможны и другие объяснения.

Таким образом, регион Имд представляет собой потенциальную площадку для будущих исследований Венеры как орбитальными, так и спускаемыми аппаратами, такими как EnVision, VERITAS, DAVINCI+, «Венера-Д» и «Шукраян-1», которые смогут подтвердить или опровергнуть идею о том, что данный регион до сих пор может быть вулканически и тектонически активен.

Ранее мы рассказывали о том, как формирование Гигантского темного облака на Венере объяснили волной Кельвина, а венерианский фосфин — активным вулканизмом.

Александр Войтюк