Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2021-09-08 23:13

Узбекский предтеча тираннозавров превосходил их в размерах

Было в меловом периоде интересное времечко, когда все, что мы знаем, располагалось строго наоборот. Азия и Северная Америка тогда составляли единый материк, а только начинавшие свой путь к успеху тираннозавриды довольствовались ролью мелких хищников. Вот в те времена и жил в Узбекистане гигантский хищный ящер улугбегзавр.

Международная группа палеонтологов только что описала этого нового гигантского хищника всего по фрагменту одной, зато очень крупной, верхней челюсти. Ulughbegsaurus uzbekistanensis. Со значением видового названия ни у кого сомнений не возникнет, а род назвали в честь Улугбека – внука Тамерлана, крупного государственного деятеля 15 века, знаменитого астронома, математика и поэта. Правда, кончил Улугбек плохо – был убит по приказу собственного сына, став жертвой в борьбе за власть.

Но вернемся к динозавру. Строение сохранившихся остатков относит его к семейству Carcharodontosauridae – крупным двуногим хищникам. Пропорции челюсти позволяют, по аналогии с другими, более полно сохранившимися кархародонтозавридами, предположить, что общая длина улугбегозавра составляла 8 метров, а масса превышала тонну. Хотя в горных породах туронской формации Биссекты (Bissekty) встречается масса остатков позвоночных, честь занимать вершину местной пищевой пирамиды явно принадлежала Ulughbegsaurus uzbekistanensis.

Любопытно, что и тираннозавриды, и дромеозавриды, также найденные в этом сообществе, заметно уступали нашему герою в размерах и соотносились с ним по экологическим ролям примерно как волки с тигром. По оценке соавтора работы Дарли Зеленицки (Darla Zelenitsky) из канадского университета Калгари, масса соседствовавших с улугбегзавром тираннозаврид составляла лишь пятую часть от массы взрослого суперхищника.

«Открытие улугбегзавра является самым поздним по геологическим меркам совместным появлением динозавров-кархародонтозаврид и тираннозавроидов в Лавразии. При этом кархародонтозавриды оставались доминирующими хищниками по отношению к тираннозавроидам, по крайней мере, в Азии, вплоть до туронской эпохи», - пишут ученые в своей статье.

Почему кархародонтозавры вымерли, уступив пальму первенства тираннозаврам, палеонтологи пока не знают.

«Мы не знаем, почему кархародонтозавры вымерли около 90 миллионов лет назад… и как именно тираннозавры стали высшими хищниками. Это место в летописи окаменелостей динозавров остается довольно темным. И сейчас мы постепенно заполняем этот пробел, в том смысле, что это одно из последних появлений такого динозавра с акульими зубами», - добавила Зеленицки.

Остается добавить, что кое-какие обломки костей и зубы улугбегзавра были найдены еще в 1980-х годах советским палеонтологом, работавшим в пустыне Кызылкум. Образец хранился в государственном геологическом музее Узбекистана до тех пор, пока несколько лет назад Кохей Танака (Kohei Tanaka), ведущий автор статьи из японского университета Цукуба, не обнаружил в верхней челюсти и не понял, что она принадлежит еще неизвестному хищнику.

Статья A new carcharodontosaurian theropod dinosaur occupies apex predator niche in the early Late Cretaceous of Uzbekistan опубликована в