Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2021-09-07 11:11

«Тепейоллотль уничтожит наш мир»: что писали ацтеки о землетрясениях

землетрясение

Мексиканские сейсмологи нашли в ацтекском манускрипте 500-летней давности древнейшие письменные свидетельства землетрясений в Северной и Южной Америке. Кодекс Теллериано-Ременсис описывает 12 катаклизмов, случившихся в XV-XVI веках. Ацтеки считали, что нынешний мир будет уничтожен именно землетрясениями.

Ацтекская рукопись 500-летней давности, найденная в Мексике, стала первым письменным свидетельством, рассказывающим о землетрясениях в доколумбовой Америке. Херардо Суарес из Национального автономного университета Мексики и Вирхиния Гарсия-Акоста из мексиканского Центра научных исследований и высшего образования в области социальной антропологии изучили пиктограммы, сообщающие о 12 землетрясениях, произошедших между 1460 и 1542 годами. Статья об этом опубликована в журнале Seismology Research Letter.

Первые письменные свидетельства землетрясений в Америке представлены в виде пиктограмм в кодексах и анналах, составленных в первые годы после испанского завоевания. Основным источником информации о землетрясениях в доиспанские времена стал так называемый кодекс Теллериано-Ременсис, созданный в 1562–1563 годах в Мехико и написанный на европейской бумаге. Это один из лучших по сохранности манускрипт среди всех ацтекских рукописных кодексов. Его название происходит от латинизированного имени Шарля-Мориса Летелье (Le Tellier), реймского епископа, владевшего этой рукописью в конце XVII века. Кодекс представляет собой солнечный и лунный календарь, который отображает исторические события — восхождения на трон и смерти правителей, битвы, землетрясения и солнечные затмения — в виде пиктограмм, небольших рисунков.

В кодексе Теллериано-Ременсис говорится о 12 землетрясениях, случившихся в XV–XVI веках. Пиктограммы содержат мало информации об эпицентрах конкретных землетрясений, их обширности или вызванных ими разрушениях, однако благодаря символам, относящимся к конкретным солнечным затмениям или другим памятным дням, а также более поздним пояснениям, оставленным комментаторами на латинском, испанском и иногда итальянском языках рядом с символами, эти события можно успешно датировать.

Так, одна из пиктограмм обозначает землетрясение, произошедшее в 1507 году. Это событие связано с солнечным затмением, а в результате землетрясения был разрушен храм и 1800 воинов погибли в неопознанной реке, расположенной предположительно на юге Мексики. То есть речь идет не только о подземных толчках, но и, вероятно, о вызванных ими оползнях. Все это можно отнести к местам возле разлома в мексиканском штате Герреро, в регионе, занимаемом культурой Йопе — ее останки найдены археологами вблизи города Пико-дель-Монте. Землетрясение, по-видимому, было весьма мощным и необычным катаклизмом для этой части зоны субдукции — зоны погружения одних блоков земной коры под другие на границе литосферных плит. Других столь же крупных землетрясений не регистрировалось там по крайней мере последние 120 лет. И столь сильным землетрясением магнитудой свыше 8,0 могло быть землетрясение 1496 года.

Несмотря на то, что информации о разрушениях или указаний точного места, где ощущались толчки, не хватает, сообщения в этом кодексе все же позволяют увязывать даты землетрясений и других природных явлений с социальными потрясениями, предоставляя в руки ученых первую письменную хронологию землетрясений в Северной и Южной Америке. Впрочем, есть и другие отчеты, написанные уже после испанского завоевания Мексики в 1521 году, в которых рассказывается о политических и социальных событиях, произошедших до падения империи ацтеков. В некоторых из этих летописей содержится достаточно информации о местах, пострадавших от землетрясений, и о нанесенном ими ущербе. Например, в историческом отчете францисканского монаха Хуана де Торквемады как раз описывается землетрясение 1496 года, которое потрясло три горы в «провинции Сочитепек, вдоль побережья» и вызвало оползни в районе, населенном людьми Йопе.

«Существование доиспанских манускриптов с описанием землетрясений объясняется двумя факторами, — говорит Суарес. — Землетрясения на этой территории происходили достаточно часто, и к тому же коренные жители нынешней Мексики придавали им важное значение благодаря своей космологии».

Все мезоамериканские цивилизации верили в циклическую природу времени, рассматривая существование Вселенной как череду эпох, продолжавшихся почти 5200 лет, которые в свою очередь делились на 13 отрезков — бактунов. Предыдущий цикл должен был закончиться 21 (или 23) декабря 2012 года, с чем связывались определенные апокалиптические ожидания. Согласно этой точке зрения, нынешний мир уничтожат небывалые землетрясения. В ацтекской мифологии фигурировал бог смерти, темных пещер, землетрясений, эха и ягуаров, названный Тепейоллотлем («Сердце гор»). Именно по его вине и происходят землетрясения, а также далеко разносится горное эхо. Тепейоллотль изображался в виде ягуара, пятнистая шкура которого символизировала также звездное небо.

Землетрясения, называемые «тлал-оллин» или «нахуи-оллин» на языке науатль, представлены двумя символами, используемыми в пиктограммах: «оллин» (движение) и «тлалли» (земля). «Оллин» — это глиф, состоящий из четырех спиралей (представляющих четыре стороны света Земли) и центрального глаза или круга. «Тлалли» — глиф, состоящий из одного или нескольких слоев, заполненных точками и разными цветами (представляющими драгоценные камни). В кодексе Теллериано-Ременсис есть и другие модификации глифов землетрясений, но их значения до сих пор не ясны ученым.

«Исторические свидетельства не меняют нашего взгляда на сейсмический потенциал этого региона на юге Мексики, — пояснил Суарес. — Это просто дает нам дополнительные свидетельства того, что сильные землетрясения раньше действительно происходили в этом сегменте зоны субдукции, и отсутствие подобных землетрясений на протяжении последних лет не дает права считать этот регион сейсмически малоактивным».

Суарес и Гарсиа-Акоста начали изучать исторические землетрясения в Мексике после разрушительного землетрясения магнитудой 8,0 в Мехико в 1985 году и в конечном итоге опубликовали свои выводы в книге Los sismos en la Historia de M?xico. «Однако прежде мы не изучали пиктографические изображения землетрясений, — признается Суарес. — Недавно мы приступили к более детальному изучению этого пиктографического наследия и других текстов, написанных сразу после испанского завоевания». Рисование кодексов было строгой дисциплиной, там не было места случайным художественным вольностям, а людей, ведущих записи, специально обучали этому навыку. Хотя многие бесценные кодексы с приходом испанцев были сожжены как предметы языческого культа, некоторые из них все же сохранились, и пиктографический стиль использовался в новых кодексах вплоть до XVIII века.

Исследователи планируют изучить и другие кодексы, которые не так хорошо известны, как Теллериано-Ременсис, но до сих пор не могут получить доступ к библиотекам, где они хранятся, из-за ограничений, связанных с COVID-19.


Источник: news.rambler.ru