Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2021-08-08 11:24

Супервспышки менее опасны для экзопланет, чем считалось

Супервспышки, экстремальные выбросы излучения со стороны звезд, уже давно предполагались возможным фактором угрозы для атмосфер и потенциальной обитаемости экзопланет. Однако в новом исследовании показано, что такие вспышки представляют лишь ограниченную угрозу для планетных систем, поскольку они направлены чаще всего не в сторону планет.

Используя наблюдения, проведенные при помощи спутника Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS), астрономы из Потсдамского астрофизического института, Германия, совместно с коллегами из других стран изучили крупные супервспышки, происходящие на молодых, небольших звездах. Эти звезды, называемые «красными карликами», имеют более низкую температуру и меньшую массу, по сравнению с нашим Солнцем.

Вокруг звезд этого типа было обнаружено большое число экзопланет. Вопрос состоит в том, могут ли эти планеты являться обитаемыми, поскольку красные карлики более активны, чем Солнце, и разражаются более частыми и интенсивными вспышками. Вспышки представляют собой магнитные взрывы в атмосферах звезд, в результате которых в космос выбрасывается большое количество электромагнитного излучения. Крупные вспышки связаны с испусканием высокоэнергетических частиц, которые могут попасть в планеты, обращающиеся вокруг звезды, и оказать разрушительное воздействие на атмосферу планеты, даже испарить ее.

В новой научной работе коллектив, возглавляемый Екатериной Ильиной из Потсдамского астрофизического института, разработал новый метод для определения расположения звездных пятен на поверхности звезды. Используя этот метод на выборке из 1000 звезд класса красных карликов, наблюдаемых при помощи обсерватории TESS, исследователи смогли найти 4 звезды, к которым метод оказался полностью применим. Проведенный анализ показал, что у всех четырех звезд пятна находятся на широте выше 55 градусов, и это указывает на то, что звездные пятна у красных карликов концентрируются в приполярных областях, а не в экваториальных, пояснили авторы. Этот вывод, в свою очередь, говорит о том, что звездные супервспышки, происходящие на таких красных карликах, будут направлены преимущественно не в плоскость планетной системы, а перпендикулярно ей – то есть вовне, в окружающий космос. Если бы пятна были распределены по поверхности красного карлика равномерно, то вероятность встретить в случае четырех произвольно выбранных звезд лишь конфигурацию со звездными пятнами на широте выше 55 градусов составила бы не более 1/1000, пояснили авторы.

Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

(Добавил: Hot Temp)