Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2021-08-06 13:11

Астрономы обнаружили признаки супер-Земли в зоне обитаемости звезды в 35 световых годах от нас

Красный карлик L 98-59, который находится на расстоянии 35 световых лет от нас, становился предметом исследования разных телескопов. С помощью охотника за экзопланетами TESS в 2019 году методом транзита были открыты три планеты на орбите этой звезды. Однако сам по себе транзит мог позволить только оценить орбитальный период и примерный размер планет.

Поэтому ученые продолжили исследование системы с помощью телескопа VLT ESO, применив метод лучевой скорости. Он позволяет судить о наличии экзопланеты даже по самому незначительному ее гравитационному влиянию на звезду. При использовании такого метода чем массивнее планета, тем проще уловить ее «сигнал». Такой метод дает больше дополнительной информации. В частности, массу планеты, что при знании размера может позволить судить о ее плотности и геологических параметрах.

Использовав метод лучевой скорости, астрономы подтвердили, что самая близкая к звезде планета L 98-59 b имеет массу в два раза меньше, чем Венера, и является скалистой. Причем она стала самой маломассивной экзопланетой, след которой был измерен по ее гравитационному влиянию на звезду.

Вторая экзопланета примерно в 1,4 раза больше Земли и также скалистая. Третья планета в 1,5 раза больше Земли и в два раза массивнее. Причем для нее ученые предложили профиль плотности, который показывает высокое содержание воды. До 30 процентов ее массы может составлять вода, что делает эту планету океаническим миром.

Проводя исследования, ученые также обнаружили два периодических следа, которые не соответствовали ни одной из известных в системе экзопланет. След могли оставлять две экзопланеты, которые вращаются в другой плоскости, поэтому не были замечены транзитным методом. Первая из этих планет примерно в три раза массивнее Земли и обладает орбитальным периодом около 12,8 суток.

Но гораздо интереснее вторая из вновь открытых экзопланет. Ее масса в 2,46 больше, чем у Земли, что относит ее к классу супер-Земель. Период обращения составляет около 23 дней, а это означает, что планета находится в так называемой зоне обитаемости красного карлика L 98-59, то есть на таком расстоянии от звезды, при котором температура позволяет воде находиться на планете в жидком виде. Последние две экзопланеты требуют дополнительных наблюдений для подтверждения.

Однако стоит иметь в виду, что из-за особенностей орбитальной плоскости этих планет будет тяжело изучить их атмосферу – это возможно при транзитном методе, а не при лучевом. Также настораживает соседство с красным карликом, которые обычно крайне нестабильны и мощно облучают свои планеты интенсивными вспышками, губительными для жизни в той форме, в которой мы ее знаем. В любом случае данная система представляет большой интерес сама по себе.