Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2021-07-10 16:51

ЛОШАДИ - СТЕПНЫЕ, НА ГОЛОВЕ - «ХИТРЫЕ ШАПКИ» ОТ КОЧЕВНИКОВ, А КРОВЬ – ИСКОННО-АДЫГСКАЯ: КУРГАННЫЕ МОГИЛЬНИКИ ЧЕРКЕССКИХ ПОМОРОВ-ШЕГАКОВ

В 2014 и 2015 годах, в ходе охранно-спасательных раскопок, которые проводились в зоне строительства газопровода «Южный Поток», было изучено несколько средневековых археологических памятников, расположенных в районе современных городов Анапы и Новороссийска. В их числе - два курганных могильника - «гос.№258» близ станицы Натухаевской и «Гостагаевская-1» около Анапы, интересной особенностью которых было значительное количество погребений воинов-всадников, захороненных вместе с верховыми конями. На данный момент эти синхронные и расположенные друг от друга в семи километрах средневековые могильники, датируются концом XII - XIII веками.

Как уже было сказано, эти мужчины-всадники были похоронены вместе с лошадьми, но при этом и другие мужские погребения на могильниках «гос.№258» и «Гостагаевская-1», практически все из них, кого захоронили без сопровождения туши коня и деталей конской упряжи, также имели наборы из «дружинных вещей»: сабли, наконечники стрел, железные петли от колчанов, костяные детали лука, элементы защитного вооружения - фрагменты кольчуг и кольчужные капюшоны, что, конечно же, тоже подразумевает их как кавалеристов. Но, в отличие от первых, их похоронили без лошадей. Почему так? В чем здесь разница? На этот вопрос четкого ответа пока нет…

Современные районы Анапы и Новороссийска в эпоху Средневековья и в начале Нового времени были территориями, где проживали предки современных адыгов, а именно - племя «шегаков» (хегайки, хеку). Согласно древним преданиям, записанным этнографом Н. Каменевым в 1867 году со слов абадзехских старейшин, окрестности современной Анапы называлась «Хекужж» (буквально «Родина, Отечество»). Именно отсюда, с побережья, согласно черкесским преданиям, началось расселение всех адыгских племен по территории Северо-Западного Кавказа.

Если выражаться более конкретно, то в конце эпохи Средневековья начался очередной «черкесский трек», в ходе которого, двинувшись с побережья через горные перевалы, часть прибрежных племен, например бжедуги, переселилась на другой, северный склон Кавказского хребта. Если говорить конкретно о бжедугах, то сперва они осели в долине Псекупса (район современного Горячего Ключа), откуда в начале XVIII века их вытеснили абадзехи - еще одно племя черкесских переселенцев с гор и побережья.

Здесь надо сказать, что таких переселенческих волн в истории адыгов было несколько. Так, например, часть приморских черкесов, которых в конце античной эпохи называли зихи, ахеи и гениохи («кавказские меоты»), на рубеже IV и V веков нашей эры, в начале эпохи Великого переселения народов, совершили подобное переселение, заняв территории, на которых до этого времени жили племена кубанских меотов, материальная и духовная культура была которых была подозрительно похожа на культуру кочевников-сарматов. За что их иногда называют «меотами-иранцами». Но, впрочем, нам пора возвращаться к изначальной теме, к событиям XII-XIII веков…

Мощное и воинственное средневековое племя «шегаков» в эпоху Нового времени еще встречается в письменных источниках, но уже под искаженными названиями. В европейских и русских известиях о них сообщают как о небольшом племени до середины XIX века, но после Кавказкой войны о «шегаках» больше не упоминали. Что с ними произошло? Они постепенно исчезли, растворившись в более крупных племенах шапсугов и натухайцев, которые, тем не менее, продолжали уважать «владетельную княжескую фамилию» Зан (Заноко) из племени шегаков. Именно к этому роду принадлежал князь Сефер-бей Зан (1789-1859), черкесский политический деятель периода Кавказской войны.

Весьма интересно значение племенного названия шегаков. По-черкесски, без искажений русского перевода, оно звучало как «хытук» (хытыкъо, то есть «морской угол, поморы»). В турецких источниках шегаки - это «адале» («адаляр») - «островитяне», жители Таманского полуострова, а также районов Анапы и Новороссийска. Судя по всему, черкесское племя шегаков – это продукт смешения местных автохтонов с пришлыми народами, которые приходили сюда и поселялись здесь еще со времен Боспорского царства. Так, например, в античную эпоху в этих местах, на так называемом «полуострове Абрау», жили боспорские греки, племена местных меотов, сарматы-аспургиане и другие древние народы. Впоследствии здесь обосновались на несколько веков готы-эвдусиане - пришельцы из далекой Северной Европы. Одним словом, этот район Краснодарского края - богатейший и многослойный «археологический пирог»…

Видимо от такой этнической намешанности, погребальный обряд средневековых предков адыгов был весьма разнообразен и имел множество локальных вариантов. В основном это касается погребальных сооружений: безкурганные захоронения, земляные курганные насыпи, насыпи с каменной наброской или каменной крепидой-оградкой, представляющей собой каменную кладку от одного до несколько рядов по периметру могилы.

Погребение человека тоже имеет небольшие различия, оно могло быть совершено в гробу, деревянной колоде, в «каменном ящике», в земляной яме или на «горизонте», то есть на поверхности земли. В погребениях присутствует древесный уголь - от значительной подсыпки до нескольких угольков. Погребенные, как правило, всегда лежали головой на запад с небольшими сезонными отклонениями. Еще одна особенность средневековых могильников, которые оставили предки современных адыгов, - кремационные погребения, совершенные в глиняных кувшинах-урнах, параллельно с «классическими» могилами-ингумациями на одном и том же кладбище. По мнению современных исследователей, такие кремации - след от того, как по велению хазарских каганов, в VII веке на эти земли пришли и поселились воинственные касоги (кочевники-тюрки), которые через несколько столетий полностью растворились в среде местных племен зихов, предков адыгов эпохи Раннего средневековья.

Так что же представляют из себя погребальные комплексы всадников из племени шегаков? Такие захоронения были как ингумационными, так и кремационными, совершаясь на одном могильнике. При этом, как мы уже сказали, «всаднические погребения» могли быть и без сопровождения коня; в таком случае основным признаком всадничества будет наличие в них кавалерийской длинной сабли и набора стрелка-лучника.

Курганные могильники «гос.№258» и «Гостагаевский 1» расположены в 7 километрах друг от друга и имеют лишь одно различие - использование каменных крепид-оградок в курганных насыпях в первом могильнике. Во втором могильнике из числа исследованных насыпей каменные крепиды-оградки не были зафиксированы вообще. Всего в могильнике у станицы Натухаевской было исследовано пять погребальных комплексов с погребениями коня. Похожие воинские погребения с конями, также в количестве пяти, были исследованы и на могильнике «Гостагаевская-1».

Что в них было найдено? Элементы конского снаряжения: удила, стремена, пряжки от подпруг, костяные элементы от декоративной обкладки седельных лук и даже цурки - костяные детали от конских пут. От одежды этих воинов остались лишь бронзовые и костяные кафтанные пуговицы и кольца от их штанов-шаровар. Наиболее заметные из предметов военно-походного быта – небольшие ножи и кресала, которые носились на поясе, хотя больший интерес все же вызывают удобные в транспортировке серпы-складни.

Основные предметы вооружения в этих погребениях – длинные, слабо изогнутые кавалерийские сабли и наконечники стрел. Сабли были во всех погребениях. Судя по всему, эти воины, по своей воинской специализации, были легкой конницей, всадниками-лучниками, поэтому не исключено, что в погребения, где были найдены наборы из стрел, были положены и луки, которые целиком были деревянными и в связи с этим не сохранились, хотя находки костяных накладок от лука были зафиксированы в погребениях могильника «гос.№258», которые не попали в тематическую подборку из этих 10 погребений. Сложносоставной лук был достаточно дорогим изделием, требующего «долгого» изготовления - от просушки древесины до склейки, на что требовалось несколько лет. Исходя из этого, можно предположить, что в могилу могли класть лишь некоторые из деталей лука или вотивные («игрушечные») аналоги этого оружия. Кроме этого, в комплект воина-лучника входил деревянный футляр – колчан, который изготовлялся из древесины, но и они в данных могилах не сохранились, от них уцелели лишь декоративные костяные накладки и специальные железные петли для портупеи или перевязи.

В эпоху средневековья среди племен Северо-Западного Кавказа в комплекс защитного вооружения входили шлемы, щиты и кольчуги, тем не менее эти предметы - редкая находка в погребениях воинов, обусловленная дороговизной этих изделий и, поэтому они часто переходили по наследству. Из защитного вооружения в представленных погребениях двух могильников был найден корродированный тлен от вероятно кольчужной рубашки, постеленной под торс покойника в погребении 4 кургана 95 могильника «гос.№258». К сожалению, это кольчужное изделие было очень в плохом состоянии, поэтому его конструктивные детали не прослеживались. Еще две «кольчужные шапочки» - «капюшона» из могильника «гос.№258» были надеты на головы погребенных. Сохранность этих шапочек-наголовий была плохой, поэтому при снятии погребений они рассыпались…

Подобные наголовья встречаются и в кочевнических погребениях, вероятно, что в комплекс вооружения средневековых предков адыгов этот вид защитного вооружения, по мнению Р.Б. Схатума, перешел из степи. Из-за плохой сохранности оказалось трудно определить длину «тулии» этих кольчужных изделий – может она выполняла еще и функции бармицы, прикрывающей шею как кольчужный капюшон? Вероятно, что эти изделия прикрывали лишь верхнею часть головы, при этом не исключено, что под кольчужную шапочку надевался дополнительный головной убор, также, как и поверх самого защитного наголовья. Одним словом, это – шапка со вшитой в нее кольчужной сеткой. Подобные «хитрые шапки-папахи» черкесы продолжали носить и в эпоху Кавказской войны...

Костные остатки лошадей, найденных в этих погребениях, принадлежали дикой степной лошади - тарпану, на основе которой были выведены практически все современные породы лошадей. В дикой природе этот вид лошади водился до конца ХIХ века. Представленные в погребениях могильников особи как жеребцы, так и кобылы были среднего роста или около него, в среднем в холке равнялись 136-144 см. Лошади такого роста более свойственны открытым ландшафтам - лесостепным или степным зонам. Они обладают более мощным костяком, то есть кости конечностей у них более широкие и толстые, и менее длинные нежели, чем у лошадей, приспособленных к лесным или горным зонам. Такие лошади имели мощный костяк и были приспособлены к длительному и дальнему бегу по степным ландшафтам.

Кем были эти люди при жизни? Они входили в местное дружинное сословие и, что весьма интересно, по мнению некоторых ученых, часть местных могил XIII-XV веков, которые содержали погребения коня и конской упряжи, «свидетельствуют о проникновении в этническую среду местных племен кочевников» - торков («черных клобуков») и половцев. На основе чего был сделан такой вывод? Присутствие в этих могилах погребальных традиций и обрядов, типичных для кочевников. Например, могильные конструкции «с приступком» (когда конь находится слева и выше покойного, с преимущественно западной ориентировкой). Так ли это? Вопрос сложный, по поводу которого столичный археолог И.А.Дружинина, проанализировав местные археологические материалы и данные антропологии, пришла к выводу о том, что в Нижнем Закубанье в XIII веке, из нескольких этнических групп обитавших в этом регионе до прихода монгольских завоевателей, на базе единой материальной культуры и взаимного проникновения обрядов в том числе и погребальной культуры, начала формироваться новая полиэтническая группа - «черкесы», в которой, кроме местных автохтонов-адыгов, присутствовал такой этнический элемент как кочевники-тюрки, часто уже осевшие на землю и христианизированные.

Но, впрочем, как считают другие авторы, смешение кочевой и местной оседлой культур началось еще в «хазарское» время (так, например, начиная с X века у зихов появился курганный обряд захоронения) и «ко времени монгольского нашествия адыгская народность уже вполне сложилась», хотя в ней и сохранялись некоторые «локальные культурные и социальные особенности», имевшие иноземное, кочевническое происхождение.

Присоединенный файл – статья В.Верещагина и Л.Голубева ВСАДНИКИ «ШЕГАКОВ», опубликованная в 2020 году в сборнике «Вопросы археологии Адыгеи».