Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-10-04 10:00

Атомный ледокольный флот


У атомных судов есть неоспоримое преимущество — огромная мощность при небольшом расходе весьма долговечного топлива (что исключает необходимость в дозаправке прямо посреди сурового климата).

К тому же атомный ледокол способен выполнять работу ТЭЦ – давать электричество, опреснять и согревать воду.

Но есть и существенные недостатки — потенциальная возможность аварии с самыми катастрофическими последствиями, сложность утилизации отходов топлива и самих реакторов.

Пройдёмся по основным атомным ледокольным судам и подробнее остановимся на новых ледоколах.

Примечание: возле названия корабля в скобках — год спуска на воду.

Первым введенным в строй гражданским надводным судном с атомным реактором стал ледокол «Ленин» (1957).

Результатом ввода стала продлённая с 3 до 11 месяцев навигация в западном районе Арктики. «Ленин» смог преодолевать на постоянном ходу льды, которые считались непроходимыми для дизельных ледоколов.

На ледоколе произошли две аварии (в 1965 и 1967 году) связанные с реактором. Топливо и реактор затопили в заливе на восточном побережье Новой Земли.

За 30 лет работы ледокол провел за собой во льдах Арктики более 3700 транспортных судов, пройдя более 654 тысяч морских миль (в том числе 563,6 тысяч — сквозь льды).

Сейчас «Ленин» находится на вечном приколе в Мурманске и функционирует как музей.

Ледокол «Ленин» на вечном приколе в Мурманске

Второй в мире атомный ледокол — «Арктика» (1972), одноимённого класса, первое в истории судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании.

«Арктика» во льдах

Всего в серии было построено 6 ледоколов — «Арктика» (1972), «Сибирь» (1977), «Россия» (1983), «Советский Союз» (1986), «Ямал» (1989), «50 лет Победы» (1993).

Ледоколы могли конверсироваться в вспомогательный крейсер и оборудоваться артиллерийской установкой на носу.

Ледокол «Россия» с установленной артиллерийской установкой

Каждый последующий корабль в серии модернизировался и несколько отличался от предыдущего. Наиболее существенные отличия от предшественников имеет «Ямал» — он может колоть лед не только носом, но и кормой.

«Акулья пасть» на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза

Для охлаждения атомных реакторов ледокол должен всегда находиться в холодной воде с номинальной температурой +10 °C, поэтому он не может пересечь тропики чтобы работать в Южном полушарии, без дополнительного оборудования охладительными установками.

А вот на «50 лет Победы» применена ложкообразная форма носовой оконечности.

Существует три вида обводов: классический, ложкообразный и лыжеобразный. Классический имеет более низкие показатели на ровном льду чем ложкообразный. Но при торосистых льдах имеет лучший результат.

Лыжеобразный имеет самую лучшую ледовую ходкость на ровных льдах пределах непрерывного хода, с усложнением же ледовой обстановки, особенно в торосах, теряет свою эффективность на энергозатратах вплоть до 30%, что приводит к заклиниванию судна. После большого опыта применение их на отечественных дизель-ледоколах решено было отказаться от такой типа обвода.

Ложкообразный сочетает лучшие стороны как лыжеобразного и классического, и, в зависимости конкретных типов судов, показывает неплохие результаты в торосистых льдах. Также имеет лучшие маневренные качества по льду. Применяют на ледоколах речного класса для уменьшения осадки.

«50 лет Победы» с характерным ложкообразной формой носовой части

«50 лет победы», в отличие от «Ямала», подготовили для арктических круизов. На 2014 год стоимость такого круиза составляла около 980 тысяч рублей. Основной поток туристов шёл из скандинавских стран, Европы и Китая.

«Ямал» и «50 лет Победы» начали строится в Советском Союзе, а достроились уже в России. «Ямал» успели достроить к 1992 году, а вот на «50 лет Победы» средств уже не хватило и, после спуска корпуса на воду в 1993 году, строительство приостановили. Пришло новое время и новое правительство, которому было не до строительства и развития — необходимо было поделить наследство.

После выравнивания политической обстановки необходимые средства нашлись и в 2003 году строительство продолжили. В 2007 году атомоход прошёл ходовые испытания в Финском заливе и ушёл в порт приписки.

Ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия» и «Советский Союз» выработали свой ресурс и ожидают утилизации. «Ямал» выработает ресурс к 2022 году.

Огромные атомоходы отлично решали задачи на арктических просторах, но имели существенный недостаток — имея большую осадку, они не могли входить в устья рек для проводки караванов. А именно там и располагались основные военные базы и опорные населенные пункты. Для решения этой задачи в 1989-1990 годах в сотрудничестве с Финляндией были построены два ледокола «Таймыр» (1989) и «Вайгач» (1990). В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку (это позволяет заходить в устья крупных рек).

«Таймыр» и «Вайгач» названы в честь соответствующих русских ледоколов начала ХХ века

Финской компанией «Вяртсиля Меритеоллисуус» построила корпуса(использовалась советская сталь), а вот оборудование на суда установили уже в СССР на «Балтийском заводе».

Ресурс обоих ледоколов также выработается к 2022 году.

Для обеспечения удалённых северных баз и портов продовольствием был необходим подходящий транспорт-контейнеровоз. Решением этой задачи стал атомный лихтеровоз проекта 10081 «Севморпуть» (1986). Лихтеровоз способен самостоятельно следовать во льдах с толщиной до 1 метра. В отличие от ледоколов класса Арктика, судно способно работать и в тёплых водах.

Первые годы эксплуатации работал на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР, затем оно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск.

«Севморпуть» в естественной среде обитания

После распада СССР корабль оказался не нужным и его даже исключили из регистровой книги судов в 2012 году.

Но в конце 2013 года было принято решение восстановить судно. В 2016 году лихтеровоз вступил в строй и занимается обеспечением Северного завоза.

«Севморпуть» является единственным действующим грузовым судном с атомной силовой установкой.

Как было указано выше, ледоколы «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач» выработают ресурс к 2022 году.

Требовалась замена, соответствующая современным требованиям.

Ледоколы класса «Арктика» исчерпали возможности по модернизации проекта, а строить новые мелкосидящие атомные ледоколы подходящие для решения узких задач — слишком накладно.

В связи с этим перед конструкторами была поставлена задача:

  • создать универсальный ледокол для использования как на глубокой воде, так и в руслах рек;
  • увеличить ледопроходимость при сохранении скорости;
  • повысить надёжность и безопасность эксплуатации;
  • уменьшить эксплуатационные расходы ледокольного флота.

В результате появились ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220) — «Арктика» (2016), «Сибирь» (2017), «Урал» (на стапеле).

Спуск на воду корпуса «Арктики

Универсальность ледокола достигается благодаря двухосадочной конструкции судна. Набрав воду в балластные цистерны и осев на 2 метра (осадка 10,5 м), судно становится тяжёлым ледоколом и способно проламывать толстые океанские льды. Подойдя к устью реки и слив воду из цистерн, осадка судна понижается до 8.5 м и теперь ледокол становится «мелкосидящим» - способным работать на мелководье.

Таким образом новые судна способны заменить сразу два типа ледоколов — «Арктика» и «Таймыр», что, в теории, должно снизить расходы на ледокольный флот.

Макет «Арктики»

В качестве ядерной энергетической установки (ЯЭУ) выступает «РИТМ-200». Это двухреакторная РУ с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. В то же время ЯЭУ почти в два раза легче и компактнее «КЛТ-40(М)», соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне (парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем — т.н. «интегральная компоновка»).

Реактор «Ритм-200»

Головной корабль заложили в 2012 году и должны были сдать в 2017 году. Но из-за западных санкций и осложнения политических отношений с Украиной срок сдачи пришлось перенести.

В первую очередь из-за турбин, которые изначально должен был поставить в 2014 году «Харьковский турбинный завод». Изготовить турбины в 2015 году взялся «Кировский завод», но, т.к. это первые подобные установки за последние 25 лет, понадобились масштабные модернизации производства (на которые потратили более 900 млн рублей).

Так же планировалось ставить Электродвижущие системы от фирмы «Converteam» и электротехнику «ABB» и «Siеmens», но в итоге движущую часть пришлось разрабатывать самостоятельно.

Идёт покраска корпуса.

Срок сдачи «Арктики» — 2019 год.

«Арктика» и «Сибирь»

Будем надеяться, что его построят в срок, несмотря на многочисленные проблемы, которые всегда идут бок о бок с новыми технологическими решениями.


Источник: m.vk.com