Как мы уже писали ранее, циркумполярный вихрь (ЦПВ), оказывающий влияние на приземную циркуляцию воздушных масс и характер зимы в Европе, практически на протяжении всей зимы остаётся слабым и деформированным, что обуславливает аномальный холод. К середине февраля пройдёт Внезапное стратосферное потепление (ВСП), которое станет причиной распада ЦПВ на несколько центров (рис.1). О влиянии этого события на характер приземной циркуляции отлично рассказал автор канала @nadvorie:
Типичный отклик тропосферы на этот процесс — рост повторяемости блокирующих конфигураций циркуляции (антициклонов), препятствующих западному переносу воздушных масс. Классическим районом формирования таких блокировок является Гренландия и северная Атлантика. Когда там усиливается антициклон, струйное течение — узкая полоса сильных ветров в верхней тропосфере — смещается южнее своего обычного положения. Струйное течение играет ключевую роль в формировании погоды Европы, так как именно оно обеспечивает быстрый перенос мягкого и влажного атлантического воздуха с запада на восток. Когда струя уходит южнее, этот перенос ослабевает или прерывается, и Европа всё чаще оказывается под влиянием либо холодных арктических вторжений, либо локальных антициклонов.
С этим напрямую связан индекс NAO (Северо-Атлантическое колебание). В фазе NAO+ (положительная фаза) разность давления между Азорскими островами и Исландией велика, западный перенос усилен, зимы в Европе мягкие и влажные. В фазе NAO? (отрицательная фаза) эта разность уменьшается, западный перенос исчезает, и холодный воздух легче проникает на юг. Ослабление Полярного вихря и рост блокировок практически всегда сопровождаются выключением режима NAO+ и смещением циркуляции в сторону NAO?. Вместе с тем, распад ЦПВ вызывает переход приземной циркуляции к меридиональной (рис.3) - воздушные массы в Северном полушарии смещаются преимущественно с севера на юг и наоборот (рис.2): зоны полярных вторжений сменяются выносами теплых воздушных масс. Поэтому распад ЦПВ не гарантирует холода во всех районах Европы и Северной Америки, а лишь повышает вероятность.
Последние актуальные расчёты (рис.3)
На диаграмме прогноза погодных режимов от ECMWF видно, что в конце 2 - начале 3й декады на короткое время доминирует NAO+ с вероятностью обширных потеплений в Европе. Во 2 половины 3 декады усиливается режим "BLOCK", то есть мощной и малоподвижной блокировки. В этом случае циркуляция становится инертной: осадки выпадают редко, ночи становятся холодными из-за радиационного выхолаживания, а днём при ясном небе температура может заметно повышаться. Суточная амплитуда температуры возрастает, а среднесуточные значения, несмотря на холодные ночи, начинают медленно расти по мере увеличения высоты солнца — в полном соответствии с сезонным ходом. Альтернативные сценарии - ATR (атлантико-уральская блокировка) и знакомый нам NAO-, которые означают высокую вероятность периодических полярных вторжений, сменяющих короткие периоды потеплений.
Таким образом, даже с учётом текущих прогнозов вероятность быстрого возврата к устойчивому режиму NAO+ (а значит, и теплу) в ближайшие 2–4 недели остаётся низкой. Атмосфера, возмущённая внезапным стратосферным потеплением, склонна к блокировкам и нестабильным режимам циркуляции. Это означает, что вторая половина февраля может пройти под знаком повышенной контрастности погоды: быстрых оттепелей и локальных холодных периодов с отсутствием стабильного атлантического «теплового конвейера», к которому многие привыкли в мягкие зимы последних лет.