Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Кливленд, Ключевская Сопка, Масая, Мауна-Лоа, Мутновский, Таранаки, Толбачик, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Эльдфедль, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2025-10-09 14:07

Большинство звездных систем во Вселенной оказались непригодны для жизни

экзопланеты

В поисках внеземной жизни большие надежды возлагают на красные карлики: их во Вселенной подавляющее большинство, и они наиболее долговечные. Их самая серьезная проблема — экстремальные вспышки. Астрофизик проанализировал свойства этих звезд и пришел к выводу, что у них вряд ли найдутся планеты, населенные сложными организмами.

Красные карлики составляют примерно 75 процентов всех светил во Вселенной. Эти звезды имеют массы лишь примерно от 0,075 до 0,5 Солнца, а значит, для их формирования нужно сравнительно немного вещества. Вдобавок они самые «энергосберегающие» и потому практически «вечные». По мере смены звездных поколений массивные звезды «перегорали» и взрывались сверхновыми. Даже многие из первых солнцеподобных не дожили до наших дней, но ни один когда-либо возникший красный карлик еще не завершил основной цикл своей эволюции.

Во многом именно поэтому большинство уже обнаруженных экзопланет — а их насчитывается уже около шести тысяч — принадлежат красным карликам. Впрочем, есть еще один фактор: такие системы очень компактны. К примеру, знаменитый «гороховый стручок» с семью землеподобными мирами вокруг TRAPPIST-1 целиком уместился бы в пределы орбиты Меркурия. На самом деле даже самая дальняя из этих планет расположена в шесть раз ближе к своему солнцу, чем Меркурий к своему. Значит, и периоды обращения у этих экзопланет короткие — они часто «мелькают» перед своими карликовыми звездами, потому их проще заметить.

Так или иначе, практически все до сих пор найденные похожие на Землю экзопланеты в зоне потенциальной обитаемости, то есть на самом подходящем расстоянии от звезды, — миры красных карликов. По мере пополнения этой коллекции ученые все больше задумываются о шансах когда-нибудь найти хотя бы на одной из таких планет внеземную жизнь.

С одной стороны, таких систем множество, и они могут существовать как минимум десятки миллиардов лет. На другой чаше весов — их серьезный недостаток: частые вспышки такой силы, что по сравнению с ними солнечные выглядят безобидными. Такое облучение способно не только «стерилизовать» планету в случае зарождения на ней жизни, но и лишить атмосферы.

Недавно все это взвесил астрофизик из Колумбийского университета (США) Дэвид Киппинг и своими выводами поделился в статье, доступной на сервере препринтов arXiv?org. Он попытался найти ответ на вопрос, который прославился как «парадокс красного неба»: если большинство звезд — красные карлики, то почему мы, земляне, оказались не в такой типичной системе? Одновременно рождается еще один вопрос: если красные карлики способны существовать вплоть до триллионов лет, почему человечество и вообще жизнь на Земле возникли в самом начале этой «звездной эры»?

Разобраться ученый попытался статистически, так называемым байесовским методом — путем оценки вероятности того или иного сценария с учетом новой информации. Он сравнил два предположения. Согласно первому, красные карлики не создают условий для развития разумной и вообще сложной жизни. Второй вариант — дело не в звездах, а в планетах: их внутренние процессы создают сравнительно короткое временное окно возможностей для зарождения и эволюции организмов.

Выяснилось, что второй сценарий не может объяснить нашего нахождения в системе редкой звезды. Ключевой вывод исследования: Солнечная система вряд ли оказалась исключением из общего правила. Гораздо вероятнее то, что для звезды существует определенный диапазон масс, необходимый для зарождения и развития в ее системе жизни.

По мнению Киппинга, налицо «солнечная гегемония» — жизнь стоит искать только в системах таких звезд, как наша, то есть с массами от 0,74 до 1,6 Солнца. Подобные звезды составляют лишь ориентировочно десятую часть во Вселенной.