В графстве Мит на востоке Ирландии находится объект всемирного наследия Бру-на-Бойн . Мегалитические гробницы конца 4-го тысячелетия до н. э. археологи назвали «коридорными гробницами», поскольку они обычно имеют узкий проход, ведущий во внутреннюю камеру, покрытую большой круглой насыпью. Столетиями антиквары и археологи считали, что это были места захоронения элиты неолитического ирландского общества.
Генетический анализ человеческих останков в нескольких гробницах изначально, казалось, подтверждал это. Но наше последнее исследование опровергло эту идею.
Интегрируя захватывающие новые результаты древней ДНК в археологические модели, объединяя археологические и биомолекулярные данные , мы смогли нарисовать богатую и сложную картину повседневной жизни, взаимодействий и социальной структуры в неолитической Ирландии. Вместе эти доказательства разрушают миф о том, что только важные личности были социально активны, что преуменьшает вклад коллективных действий в далеком прошлом.
Наше исследование выявило сложную модель небольших мобильных групп, которые часто перемещались со своими животными и собирались сезонно. Эти группы встречались со своим расширенным сообществом у общих памятников, чтобы провести погребальные обряды для некоторых из своих умерших, возобновить старые отношения и сформировать новые. Таким образом, они выстраивали свои родственные сети на протяжении сотен километров и многих поколений посредством общих пиров, церемоний и работы, а также посредством совместного рождения детей.
Захоронение даже в самых крупных образцах «развитых» коридорных гробниц, похоже, не ограничивалось почитаемыми вождями. Вместо этого оно было частью длинной последовательности обрядов и ритуалов, включавших кремацию, экспозицию или циркуляцию частей тел и, в конечном итоге, захоронение частичных наборов останков, некоторые из которых были позже удалены.
Генетический анализ выявил доказательства близких биологических связей, которые ожидаются от мест последнего упокоения династической линии: от бабушек и дедушек к внукам, братьям и сестрам, дядям и тетям, племянникам, племянницам и двоюродным братьям и сестрам. Однако мы показали, что встречаются лишь немногие примеры таких близких семейных связей, и не в коридорных гробницах, а исключительно в меньших и более ранних неолитических гробницах.
Вместо этого в коридорных гробницах большинство биологических отношений, как правило, были дальними (пятая степень или дальше, то есть троюродные братья и сестры или прапрапрадедушка). Это говорит нам о том, что захоронение не было строго обусловлено биологическим родством.
Тем не менее, в коридорных гробницах есть нечто генетическое, отличительное.
Большинство генетически секвенированных из этих памятников индивидуумов были более тесно биологически связаны друг с другом, чем с более широкой ирландской популяцией того времени. Это означает, что они образовали генетический кластер.
Мы утверждаем, что это не доказательство существования элитного класса в неолитической Ирландии, а что-то другое отвечает за эту генетическую модель. Важно то, что все эти люди датируются периодом после 3600 г. до н. э.
К этому времени образ жизни людей изменился, возможно, став более мобильным. Дома были временными и скромными по размеру, методы ведения сельского хозяйства, по-видимому, больше фокусировались на животноводстве, в то время как леса расширялись, а свидетельства существования злаков сокращались. Это период, когда появлялись гробницы-коридоры в стиле Ньюгрейндж . По сравнению с более ранними гробницами, гробницы в стиле Ньюгрейндж были более сложными в архитектурном плане, намного больше и располагались на более возвышенных, заметных местах, но вдали от повседневного мира поселений и пастбищ. Их строительство достигло пика между 3300 и 3000 годами до н. э.
Их сложность отражает многочисленные фазы строительства и перестройки, растянувшиеся на поколения и столетия сезонных встреч широко разбросанных сообществ. В тандеме с этим новым стилем социальные сети стали более обширными, охватывая все большие части острова.
Химические сигналы, запечатленные в человеческой кости и зубной эмали, указывают на то, что люди, погребенные в этих крупных памятниках, прибыли из разных частей Ирландии, как и артефакты, помещенные в них, и материалы, из которых они были построены. Люди, вероятно, привозили с собой строительные материалы в рамках коллективных путешествий для участия в обрядах, которые включали как захоронение, так и строительство. Такие повторяющиеся крупномасштабные собрания, включающие коллективные трудовые акты, способствовали возникновению чувства общей идентичности и родства, связывая участников с другими людьми, местами и вещами.
Отличительная генетическая кластеризация у людей из коридорных гробниц, вероятно, возникла в контексте расширенных родственных групп, созданных и поддерживаемых такими взаимодействиями. Генетический анализ показывает, что люди в сообществах, которые использовали коридорные гробницы, чаще выбирали детей друг от друга, а не от людей, которые использовали другие типы гробниц для своих погребальных обрядов. Это были значительные, но разбросанные сообщества с обширными сетями взаимодействия.
Мы предполагаем, что, возможно, было просто легче встречаться и общаться с людьми, которые разделяли те же убеждения, культурные практики и сезонные циклы. Тем не менее, люди встречались, общались и заводили детей друг с другом на протяжении всего периода ирландского неолита, независимо от того, как они хоронили своих умерших. Нет никаких доказательств того, что модели брака или воспроизводства в пределах определенной группы были навязанными или исключительными или что то, кем были ваши родители, отражало различия в статусе, ранге или важности.
Дальнейшая работа, включая более древние образцы ДНК, жизненно важна для достижения более полного понимания социальных изменений, происходивших в Ирландии во времена Ньюгрейнджа. Тем не менее, исследуя археологические свидетельства в свете генетических открытий, мы все ближе подходим к пониманию того, как менялись отношения людей с течением времени.
Дополнительная информация: Нил Карлин и др., Социальные и генетические отношения в неолитической Ирландии: переоценка родства, Cambridge Archaeological Journal (2025). DOI: https://www.cambridge.org/core/journals/cambridge-archaeological-journal/article/social-and-genetic-relations-in-neolithic-ireland-reevaluating-kinship/C86248EEF39CA9887FE2BE9C88E62B23
Источник: www.cambridge.org