На протяжении долгого времени ученые увлечены одной из самых таинственных археологических загадок - бронзовым литейным искусством народа, который вошел в историю под названием пермская чудь или чудь заволоцкая. Невооруженным взглядом можно увидеть, что их произведения показывают нам неразрывную связь существовавшего тогда быта с палеонтологией.
Добывать медную руду и выплавлять из нее металл древние люди начали еще в III–II тыс. до н. э. Например, в некоторых погребениях людей приказанской культуры (XVI–IX вв. до н. э.) в Нижнем Прикамье археологами обнаружены тигли, льячки, запасы медной руды. Это свидетельствует о том, что приказанские племена уже активно разрабатывали местные медистые песчаники и изготавливали из полученной бронзы орудия труда, оружие, украшения. В материальной культуре сменивших их ананьинских племен (VIII–V вв. до н. э.), металлургия бронзы переживала высший расцвет. Из нее отливали по специальным формам оружие, наконечники стрел, ножи и украшения.
Высоким искусством бронзового литья обладал и народ, вошедший в историю под названием пермская чудь (II–I вв. до н. э.). Его стоянки обнаружены по обеим берегам Камы. Основным видом литья были бляшки. В них отражалось представление чуди об устройстве мира, подразделявшегося на три яруса: верхний (небесный), средний (земной), нижний (подземный и подводный). Каждому ярусу соответствовали определенные существа, населявшие этот мир. Верхнему миру — птицы, нижнему — рыбы, змеи, ящеры. Между этими двумя мирами — человек. Чудское литье изображало людей с лосиными или птичьими головами. Зачастую бляшки изображали реликтовых ящеров, современников динозавров, вымерших задолго до появления человека.
Одним из первых исследователей чудского литья Прикамья был антрополог, географ, этнограф и археолог, академик Д.Н. Анучин, так описывавший изображения: "Несомненно, что среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогом и напоминающим отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимися более или менее коротким хвостом".
Археолог А. А. Спицын пишет так: «Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного нигде в мире. Правда, и возник он в очень своеобразной стране, сочетавшей тонкую роскошь сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников».
Характеристика, данная советским археологом и востоковедом А.В. Шмидтом находкам: «Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эта фигуры созданы больным воображением исступленного волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».
Первое собрание изделий пермского звериного стиля сложилось в селе Ильинском, которое было к началу XIX века столицей строгановских вотчин. С.Г. Строганов, узнав об археологических находках в Прикамье, распорядился их покупать и присылать к нему в Санкт-Петербург.
В XIX веке находки пермского звериного стиля рассматривались учеными как подтверждение, что когда-то давно на территории Прикамья существовала загадочная страна Биармия, населенная сказочно богатым народом. Местное же население считало находки «чудскими богами», и стремилось от них незамедлительно избавиться, приписывая им магические свойства.
Возможно, что соприкосновение древних художников, населявших берега Камы с палеонтологией, связано непосредственно с деятельностью чудских металлургов.
Путешественник и естествоиспытатель академик И.И. Лепехин еще в середине 18 века сообщал такие сведения о добыче руды чудскими горняками: «жившая тут "чудь" только самую лучшую руду отбирала»; «лазя под землей наподобие кротов, отковыривала лучшую руду…». В 30-х гг. XIX в. при проходке горных выработок в медистых песчаниках были найдены остатки древних животных. Зверообразные пресмыкающиеся получили название дейноцефалов (Dinocephalia) – "страшноголовых".
Несомненно, что встречи чудских горняков с останками ископаемых ящеров неоднократно происходили в подземных горизонтах медистых песчаников при добыче руды. Поскольку забирать останки из-под земли было недопустимо, они отображали на своих бляшках для потомков полученные под землей знания, которые дошли до нас, но породили больше загадок, нежели внесли ясности.