Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Кливленд, Ключевская Сопка, Масая, Мутновский, Невадо-дель-Руис, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Эльдфедль, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2025-04-15 14:44

Чудские ящеры Прикамья

археологические раскопки 2021

На протяжении долгого времени ученые увлечены одной из самых таинственных археологических загадок - бронзовым литейным искусством народа, который вошел в историю под названием пермская чудь или чудь заволоцкая. Невооруженным взглядом можно увидеть, что их произведения показывают нам неразрывную связь существовавшего тогда быта с палеонтологией.

Добывать медную руду и выплавлять из нее металл древние люди начали еще в III–II тыс. до н. э. Например, в некоторых погребениях людей приказанской культуры (XVI–IX вв. до н. э.) в Нижнем Прикамье археологами обнаружены тигли, льячки, запасы медной руды. Это свидетельствует о том, что приказанские племена уже активно разрабатывали местные медистые песчаники и изготавливали из полученной бронзы орудия труда, оружие, украшения. В материальной культуре сменивших их ананьинских племен (VIII–V вв. до н. э.), металлургия бронзы переживала высший расцвет. Из нее отливали по специальным формам оружие, наконечники стрел, ножи и украшения.

Высоким искусством бронзового литья обладал и народ, вошедший в историю под названием пермская чудь (II–I вв. до н. э.). Его стоянки обнаружены по обеим берегам Камы. Основным видом литья были бляшки. В них отражалось представление чуди об устройстве мира, подразделявшегося на три яруса: верхний (небесный), средний (земной), нижний (подземный и подводный). Каждому ярусу соответствовали определенные существа, населявшие этот мир. Верхнему миру — птицы, нижнему — рыбы, змеи, ящеры. Между этими двумя мирами — человек. Чудское литье изображало людей с лосиными или птичьими головами. Зачастую бляшки изображали реликтовых ящеров, современников динозавров, вымерших задолго до появления человека.

Одним из первых исследователей чудского литья Прикамья был антрополог, географ, этнограф и археолог, академик Д.Н. Анучин, так описывавший изображения: "Несомненно, что среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогом и напоминающим отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимися более или менее коротким хвостом".

Археолог А. А. Спицын пишет так: «Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного нигде в мире. Правда, и возник он в очень своеобразной стране, сочетавшей тонкую роскошь сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников».

Характеристика, данная советским археологом и востоковедом А.В. Шмидтом находкам: «Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эта фигуры созданы больным воображением исступленного волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».

Первое собрание изделий пермского звериного стиля сложилось в селе Ильинском, которое было к началу XIX века столицей строгановских вотчин. С.Г. Строганов, узнав об археологических находках в Прикамье, распорядился их покупать и присылать к нему в Санкт-Петербург.

В XIX веке находки пермского звериного стиля рассматривались учеными как подтверждение, что когда-то давно на территории Прикамья существовала загадочная страна Биармия, населенная сказочно богатым народом. Местное же население считало находки «чудскими богами», и стремилось от них незамедлительно избавиться, приписывая им магические свойства.

Возможно, что соприкосновение древних художников, населявших берега Камы с палеонтологией, связано непосредственно с деятельностью чудских металлургов.

Путешественник и естествоиспытатель академик И.И. Лепехин еще в середине 18 века сообщал такие сведения о добыче руды чудскими горняками: «жившая тут "чудь" только самую лучшую руду отбирала»; «лазя под землей наподобие кротов, отковыривала лучшую руду…». В 30-х гг. XIX в. при проходке горных выработок в медистых песчаниках были найдены остатки древних животных. Зверообразные пресмыкающиеся получили название дейноцефалов (Dinocephalia) – "страшноголовых".

Несомненно, что встречи чудских горняков с останками ископаемых ящеров неоднократно происходили в подземных горизонтах медистых песчаников при добыче руды. Поскольку забирать останки из-под земли было недопустимо, они отображали на своих бляшках для потомков полученные под землей знания, которые дошли до нас, но породили больше загадок, нежели внесли ясности.