"Ну вот, собственно, и все. Приговор подписан, деньги палачам выделены. Пока один миллиард долларов, а там видно будет, как масть пойдет. Так как в НАСА приняли решение сводить МКС с орбиты самостоятельно, то стоимость может изрядно вырасти. Но этим никого не удивить, такое в США – норма.
Причем, коль в дело пошли политические мотивы, то они стоят дороже. В исполнении Роскосмоса такая операция, скорее всего, стоила бы дешевле, хотя бы потому, что для нее есть в наличии все. А у НАСА – ничего.
В 2030 году завершится история самого глобального мирового проекта, в котором участвовало много стран, и все работали во имя одного – совместного мирного сотрудничества в космосе на общее благо. Что будет дальше – сказать сложно, конечно, кто сможет – тот обустроит себе свои орбитальные уголки, кто не сможет… Ну тем можно будет посочувствовать. Конечно, Канаду не стоило рассматривать, как самостоятельного игрока, канадцы, возможно, не пропадут с такими соседями, а вот европейцы и японцы окажутся точно в пролете над земной поверхностью.
В любом случае, это будет потом, то есть, после 2030 года, который станет последним в истории самого глобального и дорогого (150 000 000 000 долларов) проекта в истории человечества.
И вот уже более 25 лет это сооружение находится на орбите, принося тонны информации ученым и возможно, даже определенную прибыль. Список исследований, проведенных за 25 лет на МКС весьма приличный (более 400), нов основном это биология. То есть, изучение возможностей человеческого организма при межпланетных путешествиях.
Японский модуль «Кибо», например, использовался для изучения влияния невесомости на репродуктивную функцию животных и растений. Именно там, на МКС, были заложены основы будущей астроагрономии и астробиологии. Без этого невозможна колонизация иных миров, потому что если говорить о фантастических проектах дальних перелетов и организации станций-колоний, обеспечение их воздухом станет первоочередной задачей. Так что астроагрономия – это вполне серьезная вещь, ящики с хлореллой останутся в фантастических романах, поскольку требуют просто огромного количества по космическим меркам воды.
В общем, если выбросить из списка побывавших на МКС семь бездельников-туристов и двух бездельников, снимавших какую-то глупую бездарность, то получится цифра около 270 человек, которые там занимались делом. Развитие эмбрионов млекопитающих в условиях микрогравитации – это, наверное, полезно, а вот несколько способов переработки мочи – полезны однозначно, поскольку вода в межпланетном перелете – это больше чем проблема.
Но не такая проблема, как стоит сегодня: как свести с орбиты и утопить в Тихом океане 450 тонн станции МКС, находящиеся на низкой околоземной орбите.
Орбита действительно низкая, это сделано специально, чтобы магнитное поле Земли, радиационные пояса и верхние разреженные, но существующие слои атмосферы служили защитой нежным человеческим организмам от космических излучений.
Потому-то МКС не задрали повыше, чтобы не надо было корректировать орбиту.
Тут надо понимать, что такую махину, как 450 тонн, Земля нежно, но уверенно притягивает к себе. Законы гравитации на таком небольшом расстоянии никто не отменял, поэтому да, планета притягивает МКС. Кроме того, верхние слои атмосферы на такой высоте, как 400 км, все еще присутствуют, и, когда МКС летит через них, скорость снижается, соответственно, силам гравитации становится легче делать свою работу. И потому приходится время от времени поднимать станцию выше.
И тут есть интересный такой нюанс: поднимается МКС за счет двигателей блока «Заря» и транспортных кораблей «Прогресс». Если Россия уйдет с МКС, как заявлялось, после 2025 года, интересно, кто станет поднимать станцию?
Надо отметить, что американские и российские двигатели работают не несколько разном топливе. Баки российских кораблей заправляются несимметричным диметилгидразиновым топливом (рабочее название «гептил») и окислителем (тетраоксидом азота N2O4). Соответственно, американские двигатели предпочитают другие виды: водород, керосин, метан.
То есть, если Россия закончит работу на МКС, и «Прогрессы» перестанут туда прилетать, двигатели «Зари» и «Звезды» перестанут поднимать станцию по мере того, как закончится топливо в баках модулей и начнется тот самый процесс медленного опускания станции на Землю.
Виток за витком по снижающейся орбите космическая станция приблизится к планете настолько, что неконтролируемо рухнет нам головы. В целом – та еще перспектива. Про подобный эксперимент, устроенные американской станцией «Скайлэб» уже как-то забыли, но факт: в 1979 году 77 тонн станции вошли в атмосферу Земли, но… там была куча нюансов, в результате чего «Небесную лабораторию» раскидало по территории западной Австралии южнее города Перт, а множество обломков было обнаружено между городами Эсперанс и Роулинна.
Учитывая, как пролегает орбита МКС, а ее сделали во многом вопреки желаниям российской стороны, теперь головной боли прибавилось на той стороне.
Поговорим о «точке Немо».
Кто не в курсе – так называют точку в Тихом океане, скажем так, весьма удаленную от обитаемых человеком мест. Вообще ближайшие к этой точке люди - в 400 километрах над точкой. Да, именно, на МКС. До всех остальных - от 2 688 км. Плюс глубина в 4 000 метров и отсутствие морских маршрутов делают это место идеальным могильником для остатков космических аппаратов, падающих с орбиты.
Вот в НАСА хотят уронить МКС именно в «точку Немо». И американское космическое агентство опубликовало недавно свой план по утилизации МКС.
C 2026 года на станции перестанут включать корректирующие высоту орбиты двигатели. Под действием гравитации и сопротивления атмосферы станция начнет снижаться, пока не опустится с 400 до 320 километров над уровнем моря.
На этой высоте последний экипаж попрощается со станцией и покинет ее. А МКС продолжит свое падение, и в течение определенного времени достигнет точки невозврата – высоты в 280 километров. С этой высоты, как считают специалисты НАСА, поднять МКС уже не получится. Можно будет только безопасно уронить на Землю.
Но это очень непростой процесс.
Вообще, изначально, сценарий затопления станции НАСА попросило разработать Россию. Само затопление по договорённости также должна произвести Россия, потому что только у России есть космические грузовики «Прогресс» с весьма мощными двигателями, способными на такое дело. И, кстати, Россия дала все гарантии, что в случае выхода из программы МКС, все работы по ликвидации станции будут произведены в соответствии с заключенными договоренностями. Это озвучил и глава «Роскосмоса» Юрий Борисов.
Для сведения МКС с орбиты потребуется в шесть раз больше топлива и двигатели в 3-4 раза мощнее, чем сейчас используются на космических кораблях серии Dragon. Три, три «Прогресса» - это очень много. Заменить три таких корабля, учитывая, что один «Прогресс» своими двигателями поднимал всю МКС. Буксир должен быть очень мощным, чтобы управлять всей космической станцией и одновременно сопротивляться всем крутящим моментам и силам, вызываемым противодействием атмосферы.
Один буксир Маска против трех «Прогрессов».
Но деваться некуда: от российских кораблей в США решили отказаться, у НАСА нет своих ресурсов давно, у «Боинга» такие проблемы, что вслух и не произнести без риска. Так что да, остается только Маск, у которого все более-менее ровно.
Но у Маска кораблей, годных для такой операции, просто нет! Единственный, который подходит для такой переделки – это Cargo Dragon. Но его очень кардинально придется переделать, потому что на операцию по своду МКС потребуется просто прорва топлива.
Как это будет выглядеть, как увеличение размеров корабля или специалисты SpaceX приделают «Дракону» что-то типа прицепа, нагруженного монометилгидразином (топливо) тетраоксидом диазота (окислитель), количество которого позволит совершить все маневры по ориентации МКС и замедлить ее скорость.
Плюс потребуются двигатели, которыми «Драконы» не располагают. Пока, по крайней мере. Вот на это и нужен миллиард по первому времени. А если учесть, что станцию собираются ликвидировать в 2030 году, то скажем так, времени в обрез.
Самое знаменательное в этом деле то, что вообще работа одноразовая. Буксир, на создание которого уйдет миллиард, будет использован единожды: взлетит, пристыкуется к МКС и начнет работу. Вообще работы будет много: сперва надо будет перевести станцию на максимально низкую орбиту, примерно 150 км высотой, а уже с нее, затормозив насколько будет возможно, буксир втолкнет МКС в плотные слои атмосферы.
И все это на скорости примерно 29 000 км/ч. Что-то сгорит в атмосфере, что-то нет. И то, что не сгорит, должно обрушиться с неба в точку Немо, где на сегодняшний день уже захоронено около трех сотен космических аппаратов.
Что смущает – у американцев хреновато с опытом таких операций. Точнее, операции. 1979 год, сведение с орбиты «Скайлэба» неслабо так заставило напрячься весь мир, потому как было непонятно, на кого НАСА пошлет с орбиты почти 80 тонн. И на этом все.
У нас был опыт с «Салютами», с «Миром». Да, «Мир» весил 124 тонны, а не 450, как МКС, но тем не менее, это была уникальная операция.
То, что американцы начали откровенно страдать дурью, прилюдно заявив, что «Россия выходит из проекта, будем справляться сами», элементарно соврав – ну это сами себе враги. Как раз Роскосмос устами Борисова подтвердил, что если все – мы уберем станцию.
Потом не понравилось, что три «Прогресса» могут несинхронно сработать. Господи, ну разве это были бы проблемы НАСА? У них на «Старлайнере» все несинхронно работало, но зачем всех по одной линейке измерять?
Затем пошли сомнения в том, что Россия сможет построить три «Прогресса», необходимые для сведения МКС с орбиты…
В общем – как в песне, «что они не делают, не идут дела». Угодить американцам, вбившим в головы себе всяческую чушь по политическим мотивам просто нереально.
Остается надеяться, что у Маска все получится как надо, и какое-то количество тонн, оставшееся от МКС, упадет туда, куда планировалось, а не куда получится.
Итого, приговор МКС подписан, это была интереснейшая страница в истории цивилизации, вместо 15 лет станция прослужила почти в два раза больше, но да, эту страницу пора переворачивать. Точнее, ронять в океан. Но - без России. И вот тут могут быть такие нюансы, что мало не покажется всему миру..."
Автор: Роман Скоморохов, Военное обозрение